Ученые объяснили исчезновение углерода в атмосфере Марса — Naked Science
25.11.2015, 10:03

Ученые объяснили исчезновение углерода в атмосфере Марса

Сейчас Марс покрыт тонкой атмосферой, состоящей в основном из диоксида углерода. Она не в состоянии сохранить воду от замерзания или испарения. Ученые предположили, что раньше в атмосфере планеты углекислого газа было больше. И тогда возник вопрос: куда же он делся?

pia19839-galecrater-main

Исследование команды ученых из Калифорнийского технологического университета во главе с Реню Хью опубликовано в журнале Nature Communications. Как пишут авторы, сейчас Марс покрыт тонкой атмосферой из диоксида углерода – слишком тонкой для того, чтобы сохранить воду от замерзания или быстрого испарения. Согласно же исследованиям, древний Марс был более теплым и влажным. Некоторые ученые считают, что Красная планета раньше была покрыта более плотной атмосферой углекислого газа. В течение десятилетий планетологи пытаются ответить на вопрос: куда же весь углерод исчез?

Исследователи предложили возможное разрешение этой загадки. Согласно предположению ученых, 3,8 млрд лет назад Марс имел лишь умеренно плотную атмосферу. Одним из способов исчезновения углерода из атмосферы мог быть солнечный ветер, который, как недавно выяснили специалисты NASA, обволакивая на своем пути Марс, ежесекундно «срывает» с него и уносит в космос около 100 граммов газообразных веществ. По словам экспертов NASA, в течение пары миллиардов лет ветер может удалить массу газообразных веществ, эквивалентную сегодняшней марсианской атмосфере.

Потери изотопа углерода-12, по сравнению с углеродом-13, которые отличаются разным содержанием нейтронов в ядре, больше. Сегодня марсианская атмосфера гораздо больше обогащена углеродом-13. Исследователи выявили фотохимический процесс распада оксидов углерода под действием ультрафиолетовых компонентов солнечного излучения с образованием элементного углерода и кислорода. «Наша работа показывает, что переход от умеренно плотной атмосферы к настоящей тонкой вполне возможен. Благодаря этому новому фотохимическому механизму мы теперь сложили ясную картину эволюции марсианской атмосферы», – сказал научный сотрудник NASA Ренью Ху.