Термопластичные «зубы» кальмаров используют в передовой медицине — Naked Science
10.05.2016

Термопластичные «зубы» кальмаров используют в передовой медицине

Белки, обнаруженные в «зубах» на присосках кальмаров, послужат основой для создания высокопрочных и эластичных медицинских материалов, приспособленных к влажной среде. Об этом свидетельствуют разработки ученых из Сингапура и США.

squid_dsc9643

Каждая присоска на щупальцах большинства видов кальмаров окружена кольцом «зубов», чрезвычайная сила и острота которых не позволяет спастись уже схваченной добыче. Секрет их прочности кроется в молекулярной архитектуре, в частности в белках группы suckerin.

По данным специалистов Наньянского технологического университета, определивших десятки подобных соединений, suckerin лежит в основе ?-складчатого слоя – сверхплотной и эластичной структуры, которая также характерна для паучьего шелка. В случае кальмаров данный белок отличается термопластичностью, что позволяет материалу деформироваться при нагревании и сохранять новую форму под воздействием холода.

Кроме того, в отличие от паутины, suckerin в щупальцах кальмаров адаптирован к условиям повышенной влажности – это открывает широкие возможности для его применения в реконструктивной хирургии, например, при создании искусственных связок.

Сотрудники Университета штата Пенсильвания по итогам исследований между тем пришли к выводу, что определенная обработка наделяет suckerin регенерирующими свойствами. На базе местной лаборатории уже создан его искусственный аналог, способный самовосстанавливаться.

И пока коллеги из Сингапура сосредоточены на происхождении и естественных показателях «зубов» кальмаров, американские ученые не оставляют попыток «превзойти данное природой».