• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
25.11.2015
Редакция Naked Science
1
5 731

Россия vs Турция: чья боевая авиация сильней?

3.2

Уничтожение российского Су-24 привело к тому, что Россия и Турция оказались почти что на грани войны. Посмотрим, чья военная авиация сильнее.

ВВС России
©Wikipedia / Автор: Артем Фомин

Начало и продолжение

Самолет Су-24М был сбит 24 ноября турецким истребителем F-16, выпустившим по нему ракету класса «воздух-воздух». Турки сразу заявили, что «предупреждали российских летчиков десять раз». При этом даже американские эксперты говорят, что Су-24 мог находиться над Турцией лишь секунды. Самолет возвращался после выполнения задания на авиабазу «Хмеймим» и потерпел крушение на сирийской территории.

Оставим за скобками морально-этический вопрос – это отдельная тема для дискуссии. Нас прежде всего интересуют последствия гибели Су-24М. Российский аналитик Павел Фельгенгауэр признал, что сейчас страны де-факто оказались на грани войны. Причем НАТО (и прежде всего США) ясно показали, что вмешиваться не будут. И хотя Турция – союзник США по НАТО, понять американцев можно: Вашингтон, кроме прочего, знает, что обвинения в адрес Турции относительно связи с ИГ не лишены оснований. Турки поддерживают или, как минимум, закрывают глаза на боевиков Исламского государства. Поэтому Америка и Европа вряд ли будут заступаться за Эрдогана (во всяком случае, пока). А вот эскалация конфликта между Турцией и Россией вполне возможна, и градус напряжения в сирийском небе будет только расти.

Один из вариантов – это воздушное прикрытие Турцией районов, где проживают союзные туркам сирийские туркмены. Они выступают против Асада и, соответственно, бомбардировок РФ. Ранее турецкие власти уже обвинили Россию в ударах по «мирным жителям». Но РФ четко дала понять, что менять стратегию не будет. Поэтому летчики-истребители турецких и российских ВВС могут еще не раз повстречаться друг с другом.

Бомбардировщик Су-24 / ©Modernweapon  

Боевой состав

Турция:
Россия и Турция – мощные региональные державы, тратящие на оборону немало средств. По состоянию на 2014 год РФ занимала по расходам на военные нужды третье место в мире (84,5 млрд долларов). Турция укрепилась на пятнадцатой позиции – она тратит на оборону 22,6 млрд. Это меньше расходов Франции и Германии, но больше, чем тратит Израиль. Новые танки, крылатые ракеты, универсальные десантные корабли, лазерные боевые комплексы – над всем этим сейчас работает ВПК Турции.

Однако нас прежде всего интересуют боевые самолеты-истребители. Кроме предполагаемой покупки ста американских истребителей пятого поколения турки работают над аналогичной машиной собственной разработки – истребителем TF-X. Конечно, истребители пятого поколения появятся в распоряжении турецких военных не скоро: это произойдет (если произойдет) не раньше, чем через 5-10 лет. Сначала это будут F-35, а потом, возможно, подоспеет и TF-X. А пока что основу турецких ВВС составляют самолеты четвертого поколения F-16. Еще в арсенале имеются сильно устаревшие американские истребители NF-5 (модификация Нортроп F-5).

Истребители ВВС Турции:
Tusas F-16C – 168
Tusas F-16D – 40
Canadair NF-5A – 26
Canadair NF-5B – 15

Турецкие F-16 не новые, но, в целом, это мощные и современные машины, способные применять широкий спектр вооружений. В то же время NF-5A объективно устарели и не могут эффективно использоваться в войне.

Турецкие F-16 c современным вооружением / ©Topwar

Россия:
Российские ВВС больше турецких и кроме истребителей в состав боевой авиации входят штурмовики, фронтовые, дальние и стратегические бомбардировщики. Последние, кстати, недавно «отработали» новыми крылатыми ракетами Х-101 по территории Сирии. Что же касается истребителей, то, как и в случае с Турцией, они представлены машинами поколения 4 и 4+. Минобороны заявило о готовности принять на вооружение ПАК ФА в следующем году, но эти заявления звучат слишком самоуверенно. С момента первого взлета машины и до ее принятия на вооружение обычно проходит десять-пятнадцать лет. Следовательно, боеспособный истребитель пятого поколения мы увидим не раньше 2020-х.

Основа истребительной авиации ВКС РФ – это Су-27 и самолеты, сделанные на его базе. Формально у России есть сотни МиГ-29, Су-27 и МиГ-31, в большинстве случаев это очень старые и не модернизированные самолеты, почти исчерпавшие свой ресурс. Сейчас на базе Су-27 строятся новые Су-30СМ и Су-35С. Именно эти машины вместе с модернизированными Су-27СМ в ближайшие годы составят основу ВКС России.

Истребители ВКС РФ:
Су-27/ Су-27УБ – примерно 250
Су-27СМ – 80
Су-30 – 20
Су-30СМ – 39
Су-35С – 40
МиГ-29 (всех модификаций) – примерно 200
МиГ-31 (всех модификаций) – примерно 150

По-настоящему боеспособными из этого числа можно считать только Су-30СМ и Су-35С новой постройки. Они имеют БРЛС (Бортовая радиолокационная станция) с ПФАР (Пассивная фазированная антенная решетка). Часть Су-27, хотя и проходила модернизацию до Су-27СМ, принципиально новых возможностей не получила. На них, например, оставили старую, уже неэффективную БРЛС. Также почти не изменились летные характеристики.

Боеспособность почти всех МиГ-29 сомнительна, ведь эти машины (за исключением новых МиГ-29СМТ) практически не модернизировались. МиГ-31 проходят модернизацию до МиГ-31БМ, но данный самолет даже в новой «ипостаси» остается узкоспециализированным перехватчиком. Он хорошо оптимизирован для поражения бомбардировщиков и крылатых ракет, но не может бороться с истребителями. Причиной является ракета Р-33, которой оснащен данный самолет. Она имеет ограничения по перегрузке цели 4g. Истребитель F-16, конечно, может маневрировать с гораздо большей перегрузкой, достигающей 9g. К тому же сам МиГ-31 неповоротлив, что не увеличивает его шансы в ближнем воздушном бою.

МиГ-31 / ©Vpk-news

Оружие

Во время российской операции в Сирии мы видели много новых отечественных АСП (Авиационные средства поражения). Среди них корректируемые авиабомбы КАБ-500-С и КАБ-1500, крылатые ракеты Х-101 и Х-555 и другое. В целом, ситуация здесь значительно улучшилась для России. Притчей во языцех остается отставание по части ракет класса «воздух-воздух». Основной ракетой средней дальности ВКС РФ даже сейчас является очень старая Р-27 c полуактивной радиолокационной головкой самонаведения. После пуска летчик должен «вести» ее до попадания в цель. Совершать резкие маневры при этом невозможно – ракета просто не попадет в самолет/вертолет/БПЛА.

Р-27 получила несколько модификаций и одна из них (Р-27Т) имеет тепловую головку самонаведения. Такую ракету не нужно никуда «вести», однако цель типа «истребитель» она может поражать в переднюю полусферу на предельно низкой дистанции. Следовательно, как ракета средней дальности она не может использоваться эффективно.

У турецких летчиков в этом плане все обстоит лучше. Они имеют последние модификации американских AIM-120 AMRAAM, работающих по принципу, схожему с концепцией «пустил-и-забыл». Пилот F-16 может выпустить ракеты по нескольким целям одновременно и, развернувшись на 180 градусов, уйти на свой аэродром. В целом, по мнению экспертов, сейчас именно AIM-120 является самой совершенной ракетой средней дальности. Она к тому же не раз доказывала свою эффективность в бою.

В случае ближнего боя преимущество будет также у турков, ведь недавно они получили от США новейшие и наиболее совершенные в мире ракеты ближнего боя AIM-9X. ВКС РФ, в свою очередь, продолжают использовать ракету Р-73. К моменту появления в 80-х это была лучшая ракета «воздух-воздух» ближней дальности. Сейчас же она не отвечает требованиям современной войны.

Ракета Р-27Р под крылом МиГ-29 / ©Wikimedia  

Кто сильней?

Превосходство в случае воздушной войны будет иметь Россия. Несмотря на описанные технические трудности, количество боеспособных летательных аппаратов у РФ выше, и оно растет. Воздушные бои с турецкими ВВС не будут для российских летчиков «легкой прогулкой»: есть отличия между ударами по не имеющим прикрытия ПВО объектам ИГ и конфликтом с хорошо вооруженным противником. При этом сама Турция, при условии отсутствия помощи от НАТО, также не сможет долго продержаться против РФ. Ее экономика не выдержит затяжного военного конфликта с такой мощной державой, как Россия.

Как мы уже отмечали, российские ВКС имеют не только многоцелевые истребители (о которых говорится в статье). Удары по турецким наземным целям в случае эскалации конфликта смогут наносить узкоспециализированные фронтовые бомбардировщики Су-24М и Су-34. Дальние и стратегические бомбардировщики пригодятся для уничтожения особо важных объектов неприятеля, а штурмовики будут «утюжить» бронетехнику врага. К счастью для РФ, за последнее время у авиации появилось некоторое количество бомб и ракет нового поколения. Поэтому авиацию ВКС РФ уже нельзя назвать анахронизмом, как это было в 2000-е или 90-е годы.

Мы уже не говорим о наличии у России ядерного арсенала, который в случае опасности выступит веским аргументом против дальнейшей войны. В целом, по общему военному потенциалу (ядерное + тактическое оружие) РФ занимает второе место в мире, сильно уступая только Вооруженным силам США. Поэтому Турция, даже имея рядом союзников по Североатлантическому альянсу, едва ли захочет полномасштабной войны с Россией.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 18:00
Андрей

Индийские палеонтологи обнаружили 27 крупных позвонков древней змеи эпохи раннего эоцена, которую отнесли к новому виду. По оценкам исследователей, это самый крупный представитель семейства Madtsoiidae, чей рост мог достигать 15 метров. Ему дали имя в честь индийского божества.

Вчера, 13:05
Юлия Трепалина

Во время проживания в отелях туристы, как правило, расходуют ощутимо больше воды, чем у себя дома: из-за долгого плескания в душе разница может доходить до 250 литров в день. В новом исследовании ученые с помощью эксперимента показали, как побудить отдыхающих пользоваться водными ресурсами экономнее.

Позавчера, 11:00
НИУ ВШЭ

Северный Кавказ играл ключевую роль в древней колонизации Евразии и формировании ее культурного и генетического наследия, однако до сих пор не до конца изучена генетическая история носителей местных культур. Ученые впервые провели глубокое секвенирование древней ДНК представителей кобанской культуры, сформировавшейся в позднем бронзовом веке на Северном Кавказе, и сравнили ее с генетическими данными современных народов Кавказа. Результаты работы подтвердили роль носителей кобанской культуры как древнего генетического моста между бронзовым и железным веками на Северном Кавказе.

16 апреля
Ольга Иванова

Американские исследователи пришли к выводу: тихоходки способны повышать уровень продуктов генов репарации ДНК до такой степени, что это позволяет сделать их одними из самых распространенных в своем геноме. Среди прочего это помогает им выдерживать экстремальную радиацию.

Позавчера, 11:00
НИУ ВШЭ

Северный Кавказ играл ключевую роль в древней колонизации Евразии и формировании ее культурного и генетического наследия, однако до сих пор не до конца изучена генетическая история носителей местных культур. Ученые впервые провели глубокое секвенирование древней ДНК представителей кобанской культуры, сформировавшейся в позднем бронзовом веке на Северном Кавказе, и сравнили ее с генетическими данными современных народов Кавказа. Результаты работы подтвердили роль носителей кобанской культуры как древнего генетического моста между бронзовым и железным веками на Северном Кавказе.

Позавчера, 11:48
Игорь Байдов

Во время лабораторного эксперимента канадские биологи проявили неосторожность, благодаря чему узнали, что шмели куда менее уязвимы к экстремальным погодным условиям и более выносливы, чем считалось ранее.

8 апреля
Василий Парфенов

Режим работы, количество трудовых часов в неделю и экономическую стабильность профессии прочно ассоциируют с благополучием человека. Количественно и качественно определить эти взаимосвязи получается редко — нужны большие выборки респондентов и длительное время наблюдений. Автор новой научной работы использовал долговременное исследование более чем семи тысяч американцев, чтобы выявить основные эффекты паттернов трудовой деятельности на психическое и физическое здоровье работающих людей.

28 марта
Игорь Байдов

Американская компания JetZero, которая обещает произвести фурор в гражданской авиации, получила сертификат летной годности на испытания уменьшенной копии разрабатываемого ею сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Предстоящая программа летных испытаний будет направлена на оценку летно-технических характеристик самолета, его устойчивости и управляемости.

21 марта
Дарья Г.

По спектральным данным от «Джеймса Уэбба» и результатам компьютерного моделирования атмосферы астрономы показали, что экзопланета LHS 1140 b — мир-океан. Причем по характеристикам это лучший на сегодня потенциально обитаемый мир, подходящий для пристального изучения.

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий

-
-1
+
Забавно что прогноз 2015 года по появлению в войсках боеспособного ПАК ФА (не раньше 2020-х) оказался точен.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: