Рецидивы рака объяснили «заразительным» окислением — Naked Science
24.04.2017

Рецидивы рака объяснили «заразительным» окислением

Исследователи из Няньянского технологического университета пришли к выводу, что повторные злокачественные новообразования связаны с распространением пероксида водорода среди здоровых клеток.

2000px-riedl-pfleiderer_process_svg

Несмотря на относительную эффективность на ранних стадиях, существующие методы терапии рака значительно ограничены риском рецидива и осложнений заболевания. При этом патогенез и этиология повторных злокачественных новообразований изучены недостаточно. Известно, что вероятность рецидива повышает локализация опухоли: в частности, большинство типов рака кожи на начальных стадиях поддаются полному излечению в 90–100 процентах случаев, тогда как рак прямой кишки нередко метастазирует в лимфатические узлы. Кроме того, вероятность повторного заболевания возрастает с труднодоступностью опухоли (например, рака головного мозга), которая затрудняет проведение хирургического удаления. В то же время сама операция может служить фактором риска рецидива.

По данным издания, в новом исследовании группа сингапурских ученых описала возможный молекулярный механизм повторных злокачественных новообразований. Согласно результатам работы, в его основе лежит воздействие на здоровые ткани пероксида водорода (H2O2), который вырабатывается раковыми клетками. В отличие от сохранного биоматериала, в последних содержание вещества возрастает в 5–10 раз, и его резкий выброс способен превращать соседние клетки в болезнетворные. Как сообщил представитель Школы биологических наук учреждения Эндрю Тан (Andrew Tan), это приводит к эффекту домино: на фоне повышенной выработки H2O2 в окружающей среде здоровые ткани также начинают увеличивать концентрацию соединения.

Возможный механизм влияния пероксида водорода на метастазирование опухоли / ©University of Lisbon

Отмечается, что негативный эффект, так называемое поле канцеризации, может наблюдаться на расстоянии до семи сантиметров от эпицентра опухоли. Авторы предполагают, что установить связь между рецидивами и пероксидом водорода долгое время не удавалось, поскольку вещество практически не задерживается в организме человека. «После его выброса и поражения клеток пероксид водорода исчезает, поэтому большинство исследований не могли выявить причину», — заявил Тан. Прошлые наблюдения показали, что вырабатываемое соединение только поражает здоровые клетки, добавил ученый. Установить распространение H2O2 авторы сумели путем моделирования процесса, при котором нормальные клетки смешивали с опухолевыми. После экспериментов in vitro обработанные клетки вводили здоровым животным, что привело к развитию новообразования.

Открытие, как ожидается, позволит врачам точнее определять объем ткани при подготовке хирургического иссечения. В настоящее время группа продолжает исследование механизма распространения H2O2 раковыми клетками. Основной целью работ заявлена разработка методов, предотвращающих рост опухолей, поскольку в ряде случаев удаление прилегающих к пораженным клеткам здоровых тканей невозможно.

Коротко об исследовании пишет газета The Straits Times.

Пероксид водорода представляет собой сложное вещество, в котором атомы кислорода соединены друг с другом. В норме соединение наряду с другими реактивными формами кислорода продуцируется в живых клетках в ходе метаболизма, однако его повышенное содержание ассоциируется с окислительным стрессом. Последний рассматривается как важная составляющая ряда заболеваний, в том числе диабета, болезни Альцгеймера и атеросклероза.