Право- и леворукость может определяться спинным мозгом — Naked Science
20.02.2017

Право- и леворукость может определяться спинным мозгом

Ученые обнаружили асимметрию в генетической активности нейронов спинного мозга – фактор, который может закладывать будущее предпочтение правой или левой руки еще до того, как в дело вступает моторная кора головного мозга.

handedness

Большинство людей праворуки, левшей среди нас лишь около 15 процентов. При этом природа предпочтения той или иной руки остается глубокой тайной: считается, что она развивается чрезвычайно рано, и для объяснения этого привлекают то генетику, то гормоны, то другие факторы, способные влиять на анатомию и функции головного мозга. Однако одним головным мозгом проблема может не исчерпываться: в статье, опубликованной журналом eLife, ученые указали на еще одного важного участника этого процесса – спинной мозг.

Биологи и психологи во главе с Себастьяном Окленбургом (Sebastian Ocklenburg) из Рурского университета в немецком Бохуме показали, что асимметричную активность генов в нейронах спинного мозга можно зарегистрировать уже у эмбриона, развивающегося в утробе матери. Более того, эта асимметрия коррелирует с предпочтением правой или левой руки, которая разовьется у ребенка впоследствии. «Эти результаты фундаментально меняют наши представления об асимметрии мозга», – подчеркивают авторы статьи.

Разумеется, пока что это лишь первые такие данные и столь громкие заявления нуждаются в дополнительных проверках и подтверждениях. Пока же достоверно известно (это было показано с помощью ультразвуковой диагностики еще в 1980-х), что предпочтение той или иной руки развивается уже на восьмой неделе, а на 13-й неделе уже можно видеть, как зародыш посасывает пальчик на правой или левой руке, которая затем станет ведущей.

Движения рук контролирует моторная кора мозга, так что ученые активно вели поиск асимметрии в активности генов, отвечающих за движения, в разных полушариях головного мозга. А между тем на первых неделях развития связи между моторной корой головного мозга и спинным мозгом, через которые должны проходить ее сигналы, еще не сформированы. Эти размышления и заставили немецких исследователей поискать различия на уровне спинного мозга.

Активность генов оценивалась у зародышей на 8–12 неделях развития. Они обнаружили, что у таких эмбрионов в правой и левой сторонах тех участков спинного мозга, которые связаны с движениями рук и ног, нейроны уже демонстрируют разную активность.

По словам авторов, контролируют эту активность эпигенетические механизмы – химические модификации ДНК, которые не меняют сами гены, но лишь позволяют организму тонко «настраивать» их работу. Частично эпигенетические особенности наследуются, частично формируются под действием факторов внешней среды. Как именно происходит в случае с право- или леворукостью, еще предстоит выяснить.