Меняющие облик черви способны развиваться в любую из пяти совершенно разных форм
19.01.2016

Взрослые формы этих животных настолько не похожи друг на друга, что могут показаться представителями совершенно различных видов. Однако генетический анализ показывает, что все это – одни и те же черви, просто развиваться они могут по-разному.

dn28783-1_800

Для людей, чей облик почти всегда позволяет легко отнести их к вполне определенному виду приматов, трудно представить, как такое вообще возможно: развиваться в нечто, на первый взгляд, совсем постороннее. «Мы были просто шокированы, – говорит Эрик Рагсдейл (Erik Ragsdale), зоолог из Университета Индианы. – Это поразительно и необычно».

Надо сказать, что и зоологам, и всем нам известно немало примеров полифенизма – способности организмов с одинаковыми генотипами развиваться в разные фенотипические формы. Например, один и тот же геном имеют царицы и рабочие термитов, причем и внешне, и по строению они отличаются весьма существенно. Сюда же относят и сезонную смену облика некоторых животных. Но столь глубокие превращения, на которые оказались способны круглые черви Pristionchus, все-таки вообразить себе трудно.

Эти нематоды были обнаружены в плодах инжира, куда попадают с помощью опыляющих эти растения ос. Вскоре после заражения в инжире можно наблюдать крошечных червячков с небольшими трубкообразными ротовыми отверстиями, которые позволяют им питаться различными микроорганизмами. Но вот потомство этой «базовой формы» может оказаться совсем другим.

Эрик Рагсдейл с коллегами насчитали пять различных форм, в которое эти нематоды могут развиться. Две из них питаются микробами, а еще три, вооруженные крупными ртами со множеством мощных зубов, способны охотиться на других червей. «У них разные экологические ниши», – поясняет ученый.

По мнению Рагсдейла и его коллег, фиговые деревья можно считать своего рода «островками жизни», которые предоставляют массу различных возможностей для существования. Однако лишь единичным нематодам Pristionchus удается успешно добраться до этих оазисов. И способность быстро адаптироваться при этом, освоив различные ниши, дает им несомненное преимущество. Это тот удивительный случай, когда яблочко от яблони может упасть очень и очень далеко, да еще и принести пользу.