Когнитивная эмпатия оказалась наследуемой
09.06.2017

Когнитивная эмпатия оказалась наследуемой

Международная группа исследователей пришла к выводу, что когнитивная эмпатия является частично наследуемым признаком и имеет полоспецифичный генетический коррелят.

Важным условием успешной коммуникации выступает возможность распознавать психическое состояние другого человека. Этому навыку соответствует понятие «эмпатии», которая, в зависимости от механизма работы, подразделяется на эмоциональную (проекции) и когнитивную (аналогии). Специфичность эмпатии подтверждается клинической картиной некоторых психопатологий: например, аффективный компонент может оставаться сохранным при аутизме, но почти всегда нарушается у пациентов с антисоциальным расстройством личности. Кроме того, аномалии способности к сопереживанию характерны для шизофрении и нервной анорексии. Генетический коррелят таких симптомов изучен недостаточно.

Чтобы восполнить пробел, сотрудники Кембриджского университета и других учреждений изучили данные о 88 056 клиентах компании 23andMe. Помимо анализа образцов на предмет однонуклеотидных полиморфизмов (SNP), авторы провели онлайн-тест «Чтение психического состояния по взгляду» (The ‘Reading the Mind in the Eyes’ Test, RMET). Он включает в себя 14–36 заданий, по условиям которых испытуемому необходимо просмотреть черно-белые изображения глаз актеров и выбрать один из четырех вариантов соответствующего психического состояния. Также в выборку включили 1497 респондентов из Брисбенского лонгитюдного близнецового исследования (Brisbane Longitudinal Twin Study, BLTS).

Дизайн исследования / ©V. Warrier et al., Molecular Psychiatry, 2017

Результаты генотипирования ученые проверили на наследуемость признаков с учетом пола с помощью компьютерного алгоритма Linkage Disequilibrium Score Regression (LDSR). Кроме того, наследуемость выявлялась для 749 моно- и дизиготных близнецов (они проходили короткую версию RMET, состоящую из 14 заданий). Уровень экспрессии генов оценивали посредством программы MetaXcan для девяти типов тканей: передней поясной коры, скорлупы, хвостатого и прилежащего ядер, мозжечка и отдельно — его полушарий, коры больших полушарий, фронтальной коры, гиппокампа и гипоталамуса. Выбор источника образцов обусловлен вероятной нейрогенной природой нарушений эмпатии.

Результаты показали, что итоги теста тесно связаны с возрастом и полом: в среднем хуже с ним справлялись более молодые участники и мужчины. Причем с ростом уровня образования точность распознавания состояний у женщин, с учетом генетических факторов, повышалась более существенно. По мнению авторов, это может указывать на разные механизмы когнитивной эмпатии у женщин и мужчин. Вероятность прохождения теста росла с увеличением объема хвостатого ядра и скорлупы (обеспечивают обучение и «цикл ненависти»). Наследуемость признака составила 13–42 процента. Любопытно, что эмпатия положительно коррелировала с анорексией, но на генетическом уровне не коррелировала с аутизмом.

Среди SNP сильную связь с эмпатией обнаружили rs114076548 и rs7641347. Последний был расположен в интроне SUMF1 и наблюдался только у женщин. Помимо SUMF1, полиморфизмы затрагивали ген SETMAR, а также LRRN1 — он хорошо экспрессируется в тканях мозга, особенно хвостатом ядре и скорлупе. Дефекты этих участков генома ассоциируются с задержкой психического развития, эпилептическими приступами и аутизмом. По словам ученых, проведенное исследование является крупнейшим среди работ, направленных на изучение когнитивной эмпатии. Полученные данные свидетельствуют о частично генетической природе сопереживания и половой специфичности его генетического коррелята.

Подробности исследования представлены в журнале Molecular Psychiatry.

Ранее ученые выяснили, что к расстройствам сопереживания также могут приводить повреждения гипофиза.