Извержение вулкана Райкоке сняли из космоса — Naked ScienceNaked Science
27 июня
Никита Шевцов

Извержение вулкана Райкоке сняли из космоса

Астронавты на борту Международной космической станции засняли извержение вулкана Райкоке, находящегося на Средних Курилах.

volcanic-eruption-wapo-iss_1_1024

Этот вулкан расположен на одноименном острове в составе архипелага Большая Курильская гряда в Тихом океане. Ранее остров, имеющий площадь менее пяти квадратных километров, принадлежал Японии, но со времен Второй мировой войны находится под контролем России.

Вид из космоса позволяет взглянуть на извержение Райкоке под иным углом. Во время таких крупных извержений редко удается заснять момент выброса пепла с высоты, чаще всего кадры успевают сделать очевидцы с земной поверхности.

В ходе этого извержения столб пепла от Райкоке поднялся в воздух, возможно, более чем на 15 километров. Глядя на фотографию, легко догадаться, в какую сторону дул ветер. Более рассеянный и немного остывший пепел уносится ветром, после чего он медленно оседает на землю. Тяжелые частицы опускаются быстрее, а легкие могут оставаться в воздухе многие дни и служить угрозой для авиалайнеров, пролетающих над островами.

Столб пепла при извержении Райкоке, снятый с орбиты МКС /©NASA

Вулканический пепел нельзя заметить на традиционном радаре, установленном на большинстве самолетов. Это делает прогнозирование извержений жизненно важным. Когда светло, облака пепла можно увидеть издалека и даже из космоса. Но ночью пепел можно не заметить, и пилот самолета не способен ориентироваться на радары или зрение. Единственный знак в такой ситуации — электрические разряды, которые возникают в облаке пепла при прохождении через него лайнера на высокой скорости.