28.04.2014
Редакция Naked Science
16 055

Бесполезные рудименты человеческого тела

3.8

Врачи и ученые на протяжении многих веков пытались выяснить, какую функциональную роль играют те или иные органы в организме человека, на первый взгляд, включая самые бесполезные из них: аппендикс, копчик, волосяной покров или же мужские соски...

человеческие органы

В своей знаменитой книге «Происхождение видов» Чарльз Дарвин указывал на «рудименты» человеческого организма, которые сохранились в ходе эволюции. По мнению Дарвина, эти рудиментарные органы служили одним из самых ярких доказательств его эволюционной теории: если раньше они были необходимы для выживания, то со временем необходимость в них отпала.

Наличие схожих органов в двух организмах различных видов обычно приводит биологов к обоснованному предположению, что у этих видов имелся общий предок. Рудиментарные органы позволяют проследить родственные межвидовые связи и дают представление об эволюционном развитии каждого вида.

Рудиментами принято называть «лишние» органы или структуры организма, сохранившиеся в дегенеративной или атрофированной форме.

Проявление рудиментов ученые объясняют длительной работой эволюции: хотя необходимость в них уже отпала, гены, ответственные за их проявление, еще долго сохраняются в человеческой ДНК.

Загадка рудиментарных органов издавна волновала многих исследователей, порождая ряд гипотез и теорий. Ученых, прежде всего, интересуют вопросы, сохранились ли у рудиментарных органов какие-либо функции, приносящие пользу организму, а также – какую задачу они выполняли на определенном этапе эволюционного развития.

Аппендикс

У травоядных позвоночных животных аппендикс крупнее и очень хорошо развит. Его основная задача: помогать животным переваривать большие объемы пищи растительного происхождения.

Человеческий аппендикс представляет из себя червеобразный отросток, расположенный на месте перехода тонкой кишки в толстую. Непосредственного участия в процессе пищеварении аппендикс не принимает.

Биологи убеждены, что этот рудиментарный орган достался нам от травоядных предков. Как отмечал палеонтолог Альфред Шервуд Ромер в своей книге «Организм позвоночных», основную пользу наличие аппендикса приносит хирургам, намекая на огромное количество операций аппэндектомии, проводимых ежегодно при возникновении аппендицита.

В 2000 году только в Соединенных Штатах было проведено почти 300 000 таких операций. При этом была также зарегистрирована 371 смерть в результате аппендицита.

Аппендикс / ©depositphotos.com

Зачем мужчинам соски?

Наличие сосков у мужчин издавна является поводом для многочисленных шуток и конфуза. Многие скептики, ставя под сомнение эволюционную теорию, любят задавать издевательский вопрос: «А как по-вашему, может быть мужчины произошли от женщин, раз у них сохранились соски?»

Разумеется, это не так. Просто, как женщины, так и мужчины, обладают сосками на ранней стадии развития зародыша. В этот период плод можно считать бесполым; только при дальнейшем эмбриональном развитии происходит гормональный взрыв, при котором формируется пол ребенка. Но соски у эмбриона появляются задолго до этого момента.

Вообще молочные железы есть у всех млекопитающих, независимо от пола. Мужские соски можно считать рудиментарными, хотя они и могут играть определенную роль для сексуального возбуждения.

Известны также случаи, когда груди у мужчин производили молоко. Рак груди, из-за наличия молочных желез, встречается также и у мужчин, хотя и значительно реже, чем у представителей прекрасного пола.

©depositphotos.com

Копчик

Копчик представляет собой несколько сросшихся рудиментарных позвонков, находящихся в нижнем отделе позвоночника человека и других бесхвостых позвоночных.

Этот рудимент достался нам в наследство от наших обезьяноподобных предков с хвостами, которые они, как и многие современные млекопитающие, использовали для сохранения баланса, общения и хватания предметов.

С тех пор, как предки человека разумного научились ходить прямо, необходимость в хвосте отпала, и эта конечность постепенно, в процессе эволюционного отбора, исчезла.

Многие считают, что у копчика имеется функциональное значение в человеческом организме:  он играет определенную роль при распределении физической нагрузки, особенно при наклоне сидящего человека.

Однако имеется немало фактов об успешно проведенных операциях хирургического удаления копчика, которые не привели ни к каким отрицательным последствиям для пациентов.

Иногда дети рождаются с несколькими лишними позвонками на копчике, т. е. маленьким хвостиком в качестве атавизма. Никаких отрицательных последствий для здоровья человека подобные атавизмы не несут, хотя, разумеется, в средневековой Европе, таких детей чаще всего убивали вместе с матерями, как отродий Сатаны.

©depositphotos.com

Эффект пилоэрекции

Пилоэрекция возникает при стимуляции периферических нервных окончаний, которые отвечают за сокращение мышц волосяных фолликулов. При этом волоски на теле человека поднимаются, создавая эффект «гусиной кожи».

У животных, покрытых шерстью, этот процесс имеет важное значение: при стимулировании в результате агрессии или страха, волоски у зверя встают дыбом. Потенциальному противнику или жертве животное кажется размерами намного больше, чем на самом деле, что приносит определенные преимущества при выживании или охоте.

Люди же, избавившись в процессе эволюции почти полностью от своего волосяного покрова, больше не нуждаются в «мурашках, бегущих по коже» или в «волосах, вставших дыбом», однако этот рудиментарный эффект у них все же сохранился.

Разумеется, какая-та часть волос на человеческом теле все еще имеет функциональное значение. Брови, например, успешно защищают глаза от капель пота, а растительность на мужском лице дает ее обладателю определенные преимущества при знакомстве и ухаживании за женщинами.