Главное за неделю: про зависимость от одной сигареты, объяснение трипофобии и проседание океанского дна
14.01.2018

Уходящая неделя порадовала нас множеством интересных новостей из мира науки и техники. Настало время вспомнить про самые значимые из них.

sigareta-e1449397584927

Ну, а начнем мы с традиционной подборки тройки самых важных и наиболее интересных научных новостей.

1. Ученые установили, может ли одна сигарета привести к табачной зависимости

Исследователи из Лондонского университета королевы Марии пришли к выводу, что 69% людей, хотя бы однажды пробовавших курить, впоследствии переходят к ежедневному курению на некоторое время или навсегда. Ученые проанализировали данные восьми опросов с участием 216 314 человек. По словам авторов работы, этот результат говорит о важности превентивных мер борьбы с курением. Ученые исследовали опросы, проведенные в США, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии начиная с 2000 года. В исследовании участвовали взрослые англоговорящие жители этих стран. Опросы проводили разными методами: участники говорили с исследователями лично или по телефону, а также заполняли анкеты.

«Курильщики умирают раньше» (предупреждение в рекламе сигарет «Marlboro» и в то же время аллюзия на современную песню, превозносящую достоинства смерти в молодости / ©wikipedia

2. Ученые предложили новое объяснение трипофобии

Предполагается, что трипофобия имеет глубокие эволюционные корни и связана с тем, что многие потенциально опасные существа, такие как змеи или пауки, выглядят похожим образом. Однако команда профессора Университета Эмори Стеллы Луренцо (Stella Lourenco) сочла эту версию не слишком точной. При виде опасных животных реализуется реакция «бей или беги». Учащается сердцебиение, зрачки расширяются, мышцы наполняются кровью – эти процессы координирует симпатическая нервная система. Луренцо и ее коллеги исследовали такую реакцию и на кластерные отверстия, показав, что у подопытных зрачки, напротив, сужаются. Это может свидетельствовать о работе парасимпатической нервной системы и связано с переживанием отвращения, а никак не агрессивного страха.

3. Океанское дно начинает проседать под массой воды тающих ледников

Ученые использовали различные данные для получения максимально точной оценки потери массы ледниками Гренландии, Арктики и Антарктики. С учетом накопления воды ресурсами суши и других факторов они показали, что в период между 1993 и 2014 гг. дополнительная масса, поступившая в океан, вызывала «проседание» дна в среднем на 0,13 мм в год, набрав в итоге за 19 лет примерно 2,5 мм. Этот процесс происходит неравномерно, и на юге Тихого океана деформация может достигать 0,4 мм в год, а в Северном Ледовитом – до 1 мм в год. Цифры могут показаться не слишком заметными, однако они показывают, что реальный рост уровня Мирового океана оказывается на восемь процентов выше, чем это вычислено на основе одних спутниковых данных.

График, показывающий колебания глубин океана / ©wikipedia

Ученые открыли новые виды пауков-каннибалов. Авторы изучили многочисленные коллекции, собранные прошлыми экспедициями на остров, и систематизировали их данные, связав сотни экземпляров архидовых пауков с соответствующими условиями обитания. В общей сложности они определили и описали 26 видов «пауков-убийц», из которых 18 прежде не выделялись.

Как выяснили специалисты, пребывание в условиях невесомости ведет к деформации так называемого диска оптического нерва, представляющего собой «пятно», в котором исходящие из мозга нейроны взаимодействуют с рецепторами сетчатки. Полет в космос может вызвать растяжение этой части оптического нерва. В итоге между сетчаткой и питающей его сетью капилляров образовывается незначительный зазор. Последний быстро уменьшается после возвращения на Землю, а диск оптического нерва при этом «втягивается» внутрь при падении давления внутри глаза.

Рид Вайзман и Александр Герст во время подготовки к выходу в открытый космос / ©NASA

В мумии возрастом почти полтысячи лет обнаружили древнейшие фрагменты генома вируса гепатита В, и он оказался почти идентичен современным штаммам. Довольно неожиданный вывод с учетом наших представлений о высокой изменчивости вирусов.

Биологи обнаружили, что черные крылья тропических райских птиц способны поглощать больше 99 процентов падающего на них излучения – больше, чем любой другой природный материал. Ученые предполагают, что свою роль в появлении такой адаптации мог сыграть не только половой отбор, но и самый обыкновенный, и черное оперение самцов райских птиц улучшает их маскировку от хищников.

«Обычное» черное перо райской птицы Lycocorax pyrrhopterus и «сверх-черное» перо Parotia wahnesi / ©McCoy et al., 2018

Группа европейских ученых проанализировала демографические данные за несколько трагических эпизодов истории и пришла к выводу, что даже во время массового голода женщины живут немного дольше мужчин. Во время «Великого голода» средняя продолжительность жизни мужчин равнялась всего лишь 18,7 годам, а женщин – 22,4 г.

Ученые выяснили, что в районах, где действовал запрет, число курильщиков значительно уменьшилось. Чаще всего бросали привычку обеспеченные люди с уровнем образования не ниже степени бакалавра: таких оказалось около 20%. Те из них, кто не бросил курить, реже употребляли более 10 сигарет в день. Курильщики из менее образованных слоев населения не снизили число сигарет, но на 15% чаще делали попытки отказаться от табака.

Оказалось, что распространенный обезболивающий препарат может нарушать баланс гормонов в мужском организме. В перспективе эти нарушения способны снижать либидо, влиять на мышечную массу и отражаться на фертильности. И все же авторы работы подчеркивают, что принимать ибупрофен время от времени безопасно.

Таблетки «Ибупрофен» / ©krohe.ru

Для любителей почитать у нас на этой неделе вышло интересное интервью.

Сергей Попов: «Быстрые радиовсплески – новая загадка в космосе»

Что такое быстрые радиовсплески и связаны ли они с посланиями от внеземных цивилизаций? Чем кварковая звезда отличается от нейтронной и почему изучать белые дыры все же лучше, чем заниматься классификацией драконов? Об этом мы поговорили с известным астрофизиком Сергеем Поповым.

Сергей Попов / ©naked-science

Те, кто пристально следит за работой нашего портала, знают, что мы активно пополняем наш видеораздел интересными анимированными уроками и короткометражками, переведенными и озвученными специально для наших читателей. На этой неделе мы рассказали вам про виды путешествий во времени в фантастике, спасение от извержения Йеллоустонского супервулкана, остановление старения в течение жизни и другие интересные аспекты в нашей жизни.

Виды путешествий во времени в фантастике / ©naked-science