Главное за неделю: про «вымирание» умных людей, звездное вещество и бесполое размножение акулы

Уходящая неделя была богата на интересные события. Коротко о самом главном из мира науки читайте в нашей традиционной подборке.

Очередная неделя подошла к концу, а это значит, что настало время оглянуться назад и посмотреть, чем научное сообщество удивляло нас в последние несколько дней. Начнем мы с трех наиболее популярных новостей.

Генетики: умные люди вымирают

Наибольший интерес у наших читателей вызвала новость о «вымирании» умных людей. На примере современной Исландии выяснилось, что высокий интеллект явно не способствует появлению на свет большего числа потомков. Чем больше «умных» генов содержал геном того или иного человека, тем меньше наследников он оставил после себя. В среднем, у носителей «умных» генов родилось на 6% меньше детей, чем у людей, не отличающихся высоким интеллектом. Но в среднем за одно десятилетие IQ исландцев падает максимум на 0,04 балла. Так что население островного государства явно не «отупеет» за несколько поколений.

Человек на 97% состоит из звездного вещества, – ученые

Ученые выяснили, что человек на 97% состоит из вещества, созданного в недрах звезд. Исследователи провели анализ спектров 150 тысяч светил нашей Галактики. Расщепив свет далекой звезды в спектрографе и проанализировав линии отдельных элементов в полученном спектре, ученые смогли выяснить содержание тех или иных атомов в недрах светила.

Новые данные позволили ученым лучше понять то, откуда на нашей планете появился тот или иной химический элемент / ©Jennifer Johnson

Акула из австралийского аквариума перешла к бесполому размножению

У зебровой акулы, живущей в Квинслендском аквариуме, зафиксирован первый случай перехода от полового к бесполому размножению. Ученые предполагают, что подобное может происходить в соответствующих обстоятельствах и в дикой природе, хотя до сих пор ни одного примера этому неизвестно. Такой «страховочный» способ размножения позволяет самкам производить потомство в условиях кризиса, хотя и сказывается на генетическом разнообразии популяций.

Интересные новости на этой неделе поступали со всех точек света. Самое важное в нашей подборке.

Одобрение черного юмора связали с высоким интеллектом. Результаты исследования показали, что лучше всего черный юмор понимали люди с высоким вербальным и невербальным интеллектом (среднее значение – 109,7 и 118,1) и низкой внешней агрессивностью – это противоречит гипотезе о склонности ценителей черного юмора к садизму.

Американское Центральное разведывательное управление (ЦРУ) рассекретило доклад, согласно которому работы по созданию РДС-1 проводились на территории Армении. Документ опубликован на сайте агентства.

РДС-1 / ©Wikipedia

Археологи объяснили, зачем древние египтяне хоронили детей в горшках. Исследователи обратили внимание на то, что слова «горшок» и «утроба» обозначаются одними и теми же иероглифами. Так что захоронение детей в горшках, вероятно, имело некий ритуальный смысл.

В Сеть выложили первую фотографию новой модификации российского танка Т-90 – Т-90М, предназначенного для российской армии. Танк создается по теме «Прорыв-3». Фактически перед нами новая боевая машина.

Японские эксперты при помощи научного судна «Тикю» планируют исследовать затонувший земной континент в районе Новой Зеландии. Специалисты хотят через два года приступить к бурению континента с условным названием Зеландия.

Тикю / ©Chikyu

Отечественные специалисты высказались за создание космической солнечной электростанции. Они полагают, что данный способ получения энергии обойдется значительно дешевле, чем добыча углеводородного топлива.

На территории Армении найдена стоянка человека, возраст которой составляет примерно 2 миллиона лет. По мнению экспертов, это одно из древнейших подобных мест, известных науке.

Каменные орудия Олдувайской культуры / ©Nature

Британские ученые показали, что кинестетико-слуховая синестезия встречается значительно чаще, чем предполагалось, – у 22 процентов людей. Результаты работы опубликованы в журнале Consciousness and Cognition.

На что еще следует обратить внимание на этой неделе? У нас вышло сразу несколько интересных материалов для тех, кто «любит почитать».

Тайна гибели «Курска»

В 2000 году атомная подводная лодка К-141 «Курск» потерпела аварию в Баренцевом море. Вместе с ракетоносным крейсером погибли все 118 человек, находившихся на его борту. Но даже сегодня, по прошествии стольких лет, трагедия имеет больше вопросов, чем ответов.

Подводная лодка "Курск" Версии гибели / ©YouTube

Исторический долгострой: архитектурные памятники, которые возводились веками

Программа Discovery Channel «Взрывая историю» рассказывает, по каким технологиям возводились памятники архитектуры, а также о том, почему строительство некоторых из них затянулось на целые столетия.

Синдром Снежаны: как социальные сети повышают самооценку

Несколько лет назад в прессе была шумиха по поводу случая Снежаны Павлович из Белграда, попавшей в психиатрическую больницу после того, как ее заметка в соцсети Facebook не вызвала интереса ее друзей. Врачи назвали этот случай «синдромом Снежаны».

Полиция будущего: расследование и предотвращение преступлений

Рассмотрим, сможет ли полиция в будущем предотвращать преступления эффективнее, чем сейчас.

Уроки, достойные распространения, и короткометражки, достойные внимания

Те, кто пристально следит за работой нашего портала, знают, что мы активно пополняем наш видеораздел интересными анимированными уроками и короткометражками, переведенными и озвученными специально для наших читателей. На этой неделе мы, в частности, рассказали вам о пяти крутых математических трюках, которые могут во много раз облегчить решение каждодневных задач. Вы узнаете, что на основе математики можно строить простые, но впечатляющие фокусы. Обо всем этом расскажет очередной выпуск познавательной передачи Physics Girl.

5 крутых математических трюков / ©Naked Science