Главное за неделю: о разнице между мужской и женской депрессией, сексизме в астрономии и миссии к Меркурию — Naked Science

Неделя подошла к концу, а это значит, что пришло время вспомнить про самые значимые события из мира науки и техники. Итак, встречайте.

0_67138_c9406f4f_orig

Ну, а начнем с нашей традиционной подборки, в которой вспомним про тройку самых интересных научных новостей.

1. Мужской и женский мозг по-разному ведет себя при клинической депрессии

Исследователи выявили разницу в работе головного мозга женщин и мужчин при клинической депрессии. Речь, в частности, идет об уровне активности отдельных участков коры мозга, например надкраевой извилины и задней поясной коры. Первая отвечает за восприятие чувств окружающих людей, а вторая — за эмоции, принятие рискованных решений, мечты и эпизодическую память. Кроме этого, у страдающих от депрессии юношей, в отличие от здоровых, была понижена активность мозжечка, который не только связан с вестибулярным аппаратом, но и участвует в проявлении эмоций, распознавании лиц и в некоторой степени отвечает за память и эмпатию.

2. Мужчин-астрономов уличили в сексизме

Результаты опроса показали, что с сексистскими комментариями от коллег в свой адрес по меньшей мере единожды сталкивались 79 процентов женщин-астрономов. Для мужчин данный показатель составил 63 процента. Кроме того, представительницы прекрасной половины человечества чаще сообщали о комментариях в отношении физических и умственных способностей (56 процентов против 43) и этнической принадлежности. Значительно реже мужчины слышали замечания о феминности, тогда как с упреками в избыточной мужественности сталкивалась половина женщин. Схожая тенденция наблюдалась при оценке взаимодействия с руководством и остальными людьми.

©Science

3. Европа и Япония раскрыли детали «двойной» миссии к Меркурию

На протяжении десяти лет европейцы и японцы работают над совместной миссией BepiColombo, которая должна отправиться к Меркурию в 2018 г. Стало известно, что зонд совершит облет Земли, два облета Венеры и еще шесть — самого Меркурия, прежде чем окончательно сойтись с ним. Долгий путь займет больше семи лет и закончится в 2025-м. Уже на орбите Меркурия BepiColombo разделится на два независимых аппарата — европейский и японский, которые начнут исследования. На месте BepiColombo ждут сложные условия: экстремальные перепады температур, которые могут меняться в течение дня от –170 до 430°С, плюс мощные потоки излучения от Солнца.

Важные и интересные новости приходили к нам из самых разных уголков Земли. Вспомним же и про них.

— Ученые весьма скептично отнеслись к словам британского физика-теоретика Стивена Хокинга о том, что политика Дональда Трампа превратит нашу планету в некое подобие Венеры. По словам климатолога Гарета Джонса, даже в случае сжигания всех углеводородов Земли температура увеличится на 10°C. Ни о каких сотнях градусов не может быть и речи.

— Социолог Лидия Окольская сравнила воспитательные модели в СССР и Российской Федерации. Оказалось, что они имеют принципиальные различия, обусловленные ценностями, доминирующими в обществе на определенном этапе.

Данные исследования “Советский человек”, СССР/РФ, 1989 и 1999 годы / ©Иллюстрация РИА Новости. А.Полянина

— Глава «Ростеха» Сергей Чемезов заявил, что новейший российский основной боевой танк (ОБТ) Т-14 на базе «Арматы» начнут серийно производить в 2019 году, хотя первоначально чиновники обозначили совсем другие сроки. Руководитель «Ростеха» не уточнил, сколько машин хочет заказать Минобороны.

— Американские ученые показали, что упражнения с подпороговым сопротивлением в большей степени помогают развитию силы, чем с низким, за счет адаптации мотонейронов. Подробности исследования представлены в журнале Frontiers in Physiology.

— В своей новой работе гарвардский генетик Джордж Чёрч (George Church) и его коллеги продемонстрировали возможности использования живых организмов в качестве носителей данных — записав нужную информацию прямо в их геном. Необычный проект Чёрча может привести к появлению новых методов генетики и биологии.

Слева – исходное изображение, справа – реконструированная по данным ДНК, которая передавалась несколькими поколениями бактерий / ©Seth Shipman et al., 2017

— Крупнейшая выборка подтвердила пользу кофе для жизни. Анализ показал, что ежедневное потребление трех и более чашек кофе значимо связано со снижением риска смерти: у мужчин падение составило 18, у женщин — 8 процентных пунктов.

— Первый бомбардировщик Ту-160М2 доставили в цех окончательной сборки. Через несколько месяцев его должны передать на летно-испытательную станцию предприятия. Предполагается, что Ту-160М2 получит принципиально новые возможности в сравнении со своими прародителями.

Прототип стратегического бомбардировщика Ту-160М2. КАЗ, 2017 год / ©Вперед

А еще у нас вышли интересные материалы для «любителей почитать».

«Команч» и его собратья: «невидимки» на свалке истории

Среди боевых вертолетов, как и среди людей, есть свои победители и аутсайдеры. Именно к числу последних относится знаменитый американский «Команч». Эта машина создавалась как не имеющее аналогов супероружие, а в итоге оказалась лишь музейным экспонатом. Почему же так произошло?

Хватит ли нам лития?

Резкий рост производства электромобилей означает столь же стремительное увеличение потребления лития, который является ключевым компонентом их аккумуляторов. Что это значит для нас?

Чистый металлический литий.  / © cloudfront.net

Те, кто пристально следит за работой нашего портала, знают, что мы активно пополняем наш видеораздел интересными анимированными уроками и короткометражками, переведенными и озвученными специально для наших читателей. На этой неделе мы рассказали вам о том, почему Закон Мура исчерпывает себя, и о сравнении военного потенциала Южной и Северной Кореи, а также Германии и Франции. Кроме того, мы поведали вам о том, почему до сих пор нет машины времени.

Закон Мура исчерпывает себя… что дальше / ©Naked Science

Считается, что система HR 6819 включает две звезды и черную дыру — ближайшую к Солнцу. Однако новые наблюдения показывают, что, скорее всего, черной дыры здесь нет.