Главное за неделю: про рассекреченные документы об убийстве Кеннеди, безопасность игр и успехи в противостоянии ВИЧ — Naked Science
29.10.2017

Топ-3   1. Рассекреченные документы указали на возможную связь убийства Кеннеди и спецслужб СССР В США впервые рассекретили 3 тыс. документов, касающихся убийства американского президента Джона Фицджералда Кеннеди. Это событие привлекло не только профессиональных историков, но и людей, никогда не интересовавшихся данной темой. В частности, обнародованы некоторые детали визита Ли Харви Освальда в Мехико в...

upload-rtxmbl4-pic4_zoom-1500x1500-27432

В США впервые рассекретили 3 тыс. документов, касающихся убийства американского президента Джона Фицджералда Кеннеди. Это событие привлекло не только профессиональных историков, но и людей, никогда не интересовавшихся данной темой. В частности, обнародованы некоторые детали визита Ли Харви Освальда в Мехико в сентябре 1963 года. 28 числа убийца президента пришел в советское посольство и спросил о телеграмме в Вашингтон. Ему ответили, что запрос отправили, но ответ не получили. Примечательно, что рассекреченные документы называют советского дипломата Валерия Костикова, с которым общался в Мексике Освальд, сотрудником 13 отдела, отвечающего за покушения и саботаж. Убийцу самого Освальда — Джека Руби — ФБР не связало с некоей сетью заговорщиков.  Информатор ведомства называет Руби «упрямым и жаждущим популярности».

Выдержка из документа / ©archives.gov

2. Специалисты выявили степень опасности компьютерных игр

Чтобы проверить тезис об опасности игр, Нетта Вайнстин (Netta Weinstein) со своими коллегами проанализировала группу, включавшую 5777 добровольцев из США, возраст которых составлял от 20 до 40 лет. Примерно половина этих людей увлекалась онлайн-играми, которые считаются самым «опасным» и «затягивающим» типом игр.  Родные и близкие этих людей считали их «игроманами». Исследователи не нашли различий в стиле жизни «игроманов» и тех, кто не играет. Люди из двух категорий в среднем имели примерно одинаковый уровень доходов. Их отношение к родственникам, друзьям и другим участникам социума тоже не различалось. Только 1% «игроманов» заявил, что игры заставляли их пренебрегать друзьями и лишь 0,3% сказали, что из-за них они столкнулись в жизни с реальными трудностями.

3. В России синтезировали молекулу, которая предотвращает заражение ВИЧ

Российские ученые синтезировали молекулу, которая предотвращает заражение клеток человеческого организма вирусом иммунодефицита. В обозримой перспективе исследователи намерены получить прототип профилактического препарата. Выводы ученых могут пригодиться при разработке профилактических средств. В скором времени исследователи намерены провести доклинические, а потом и клинические испытания. После этого можно будет ожидать появления профилактического средства на рынке. Стоит также сказать, что цена синтеза лекарств на основе аптамеров значительно ниже цены производства антител, являющихся их белковыми аналогами.

Структура комплекса ДНК-аптамера с поверхностным гликопротеином ВИЧ – результаты молекулярного моделирования / ©А.Варижук

Важные и интересные новости приходили к нам на этой неделе с разных уголков Земли. Давайте вспомним и про них тоже.

— Электронные сигареты могут вызывать патологическую иммунную реакцию в легких. Американские физиологи пришли к такому выводу на основе анализа тканей дыхательных путей и легких курильщиков электронных сигарет и нашли в них биомаркеры волчанки и псориаза.

— Китайские палеоботаники обнаружили на севере Китая фрагменты одних из древнейших деревьев на Земле. Находка позволила реконструировать механизм их роста, который оказался очень непохож на механизм роста современных деревьев. Толщина самых крупных фрагментов стволов, найденных в Китае, — 5 см; максимальный диаметр ствола — 50 см; воздушные корни, сросшиеся со стволом, добавляли еще 20 см диаметра.

Найденные в Китае окаменелые остатки стволов доисторических деревьев. Картинка в верхнем левом углу показывает систему трубок ксилемы, питающих ствол. Hong-He Hu et al. / PNAS.

— Россия намерена до конца текущего года испытать новейшую межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) РС-28 «Сармат», также известную на Западе как Satan-2. Точные характеристики новой ракеты неизвестны. По мнению специалистов, одна МБР комплекса «Сармат» может нести до 15 боеголовок. При доставке 10 боеголовок мощность каждой из них оценивают в 750 Кт.

— Исследователи приблизились к пониманию механизмов синдрома внезапной детской смерти (СВДС). В гибели детей обвинили аномалии в развитии мозга, мешающие ребенку вовремя перевернуться и не задохнуться во сне. По мнению ученых, данные аномалии мозга так или иначе связаны с движениями шеи и головы, дыханием, сердцебиением, а также реакцией организма на недостаток кислорода.

— Исследование с участием полугодовалых младенцев показало, что боязнь змей и пауков может иметь эволюционную основу. В ответ на изображения пауков и змей зрачки детей расширялись значительно сильнее, чем в ответ на нейтральные рисунки. При этом рисунки были одинакового размера и похожи по колориту.

Динамика расширения зрачков / ©MPI CBS

— Стволовые клетки кожи сохраняют «память» о прошлых повреждениях и в следующий раз быстрее заживляют раны, но этот же процесс может приводить и к развитию псориаза. Ученые провели эксперименты с лабораторными мышами, обнаружив, что ранки у них заживают более чем вдвое быстрее на тех участках кожи, что уже были повреждены ранее и зажили больше полугода назад (с учетом краткого срока жизни животных этот срок можно сравнить с 15 годами для человека).

— Используя электрическую стимуляцию головного мозга, исследователи из США смогли существенно повысить когнитивные возможности испытуемых (пока что только макак). Профинансировало проект оборонно-исследовательское агентство DARPA. В эксперименте участвовали макаки, которые, используя визуальные отметки, должны были определить местоположение еды. Если до применения стимуляции животным для нахождения пищи требовались 22 попытки, то после обучения только 12.

Бойцы СВ США во время войсковой операции (г. Рамади, Республика Ирак) / ©wikipedia

Специально для вас мы подготовили интересный обзорный материал

Нужна ли науке оригинальность?

Консервативная и традиционная, наука рискует потерять свою творческую жилку. Так нужны ли науке люди с нестандартным мышлением, или они только часть проблемы? Naked Science подготовило перевод статьи автора Салли Дейвис (Sally Davies) для своих читателей.

«Эксперимент по воздействию на глаз» из записей Исаака Ньютона (1665-1666). Фотография предоставлена библиотекой Кембриджского университета.

Те, кто пристально следит за работой нашего портала, знают, что мы активно пополняем наш видеораздел интересными анимированными уроками и короткометражками, переведенными и озвученными специально для наших читателей. На этой неделе мы рассказали вам о том, могут ли инопланетяне увидеть Землю. Вы также узнали о парадоксе Алле, последствиях сброса слона с небоскреба, температуре солнечной короны и многих других интересных аспектах нашего бытия.

Могут ли инопланетяне увидеть Землю? / ©Naked Science

Британские ученые показали, что, вопреки стереотипам о недружелюбности жирафов, они образуют сложную социальную структуру, а в заботу о потомстве вовлечены даже «бабушки».

Австралийский математик отправился в путешествие через полмира, чтобы найти и рассмотреть поближе глиняную табличку возрастом почти четыре тысячи лет. Такой труд оказался ненапрасным: он подтвердил подозрения, обнаружив в ней пример самого древнего использования прикладной геометрии. Кроме того, изучение этого вавилонского артефакта помогло прояснить назначение другого, ненамного более молодого образчика древней культуры.