Главное за неделю: про «потерянный» спутник, стояние в очереди и «вакцину» от героиновой зависимости — Naked Science

Неделя подходит к концу. А это означает, что пришло время вспомнить про самые важные и интересные новости из мира науки и технологий, свидетелями которых мы с вами стали за прошедшие дни.

А начнем мы с традиционной подборки новостей, которые больше всего заинтересовали наших читателей.

1. В Роскосмосе заявили о восстановлении связи с «потерянным» Россией спутником AngoSat-1

На этой неделе весь мир следил за историей, приключившейся со спутником AngoSat-1. Напомним, ракета-носитель «Зенит» с этим аппаратом на борту стартовала с космодрома Байконур 26 декабря. Сам запуск прошел штатно, однако на каком-то этапе специалисты Роскосмоса перестали получать телеметрию. Вскоре создателю космического аппарата — РКК «Энергия» — пришлось официально признать факт потери связи со спутником. Впрочем, некоторое время спустя в Роскосмосе заявили о восстановлении связи с космическим аппаратом. Сам спутник AngoSat-1 произвела для Анголы ракетно-космическая корпорация «Энергия». Аппаратура спутника состоит из 16 транспондеров C-диапазона и 6 транспондеров Ku-диапазона.

Анимация запуска AngoSat-1 / ©Роскосмос

2. Ожидание в «хвосте» очереди заставляет терять больше времени впустую

Ученый из Гарвардской школы бизнеса Райан Бьюэлл (Ryan W. Buell) изучил поведение людей в очередях и пришел к выводу: человек, занимающий последнее место в очереди, испытывает значительно больше дискомфорта, чем остальные. Это состояние подталкивает людей к нерациональным решениям. Замыкающие цепочку чаще переходят в другие очереди, даже если они длиннее изначальной, или вообще уходят. И в том и в другом случае люди тратят больше времени, чем могли бы. Текст работы доступен на сайте Social Science Research Network (SSRN). Автор работы связывает дискомфорт в очередях с явлением «антипатии последнего места» (last place aversion). Это неприятное ощущение испытывают люди, которые оценивают себя, свои доходы или некоторые свои качества ниже, чем статус окружающих.

3. Американские военные разработали «вакцину» от героиновой зависимости

Исследователи из Национального военно-медицинского центра Уолтера Рида (WRAIR), работающие в программе исследования ВИЧ (MHRP), разработали вещество, которое блокирует действие героина. Препарат уже протестирован на животных — лабораторных мышах и крысах. Попадая в тело, «вакцина» высвобождает антитела, которые препятствуют прохождению молекул опиоидов через гемато-энцефалический барьер. Для наркозависимого это означает, что вне зависимости от полученной дозы он не испытывает психоактивных эффектов наркотика.

©eurekalert

Уходящая неделя порадовала нас и другими интересными новостями. Вспомним же и про них.

— Эксперименты показали, что даже «чемпионы по выживанию», тихоходки, могут пострадать от глобальных изменений климата. Cочетание непривычно высокой температуры с повышенной интенсивностью ультрафиолетового излучения снижало знаменитую выживаемость тихоходок.

Тихоходка / ©Nature

— Исследователи из Чикагского университета и Университета Клемсона сформулировали теорию происхождения Солнечной системы из отнесенного космическим ветром вещества, сброшенного звездой-гигантом. По расчетам авторов теории, диаметр звезды, породившей Солнечную систему, превышал диаметр Солнца в 40–50 раз. Ядерный синтез в ее недрах породил все тяжелые элементы, которые встречаются в Солнечной системе.

— Ученые из Университета Гетеборга заявили, что обнаружили ранее неизвестный механизм регуляции массы тела. Когда организм набирает лишний вес, нагрузка на кости повышается и костная ткань передает сигнал, подавляющий аппетит. Пока этот механизм нашли только у грызунов, но ученые считают, что он может существовать и у человека.

— Впервые поднялся в небо девятый летный прототип российского истребителя пятого поколения Су-57, выполненный в рамках программы ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Это знаменательное событие для проекта.

Су-57 / ©dokonline

— Генетический анализ, проведенный Дэвидом Счилом и Натаном Холенбергом (Nathan Hollenbeck), подтвердил, что на самом севере Тихого океана, в районе Аляски и Берингова моря, обитает отдельный вид осьминогов. Они предпочитают не только холодные, но и более глубокие воды, поэтому реже попадаются на глаза дайверам.

— Британские ученые назвали неэффективное государственное управление самым лучшим индикатором скорости сокращения биоразнообразия среди всех антропогенных факторов. При этом биоразнообразие быстро сокращается даже в официально защищаемых районах, в заповедниках и национальных парках.

Амурский тигр / ©wikipedia

— Исследователи обнаружили группу нейронов, связанную с развитием никотиновой зависимости. Активность этих клеток удалось «заглушить» с помощью методов генной инженерии.

— Специалисты из Нагойского университета в Японии создали медицинский прибор, эффективно улавливающий внеклеточные везикулы из раствора. В перспективе такой прибор можно использовать для экспресс-диагностики рака по анализам мочи. Диагностика рака по анализу мочи проще других методов диагностики, которые требуют забора биоматериала с помощью болезненных пункций или снимков внутренних органов, требующих дорогостоящих приборов.

Экспресс-диагностика рака по анализам мочи / ©sciencemag

Те, кто пристально следит за работой нашего портала, знают, что мы активно пополняем наш видеораздел интересными анимированными уроками и короткометражками, переведенными и озвученными специально для наших читателей. На этой неделе мы рассказали вам о том, что будет, если Землю заденет огромная солнечная вспышка. Вы также узнали про загрузку сознания в компьютер, быстром обучении и механизмах чувства голода и чувства насыщения.

Что будет, если Землю заденет огромная солнечная вспышка? / ©Naked Science

Прошло уже 20 лет с тех пор, как увидела свет представленная в начале нового тысячелетия Audi TT Quattro. За этот достаточно большой срок мы стали свидетелями масштабного культурного сдвига. Так что сегодня настал идеальный момент для переосмысления визуального образа культового автомобиля. В конце концов, телефоны в 2000 году выглядели совершенно иначе по сравнению с сегодняшними, верно? Так почему автомобили должны оставаться прежними?