Главное за неделю: про неудачу «Союза-2», реакцию Маска на робота и исчезновение Индской цивилизации

Уходящая неделя была богата на важные и интересные события из мира науки и техники. Пришло время вспомнить про самые значимые из них.

1. Спутник «Метеор-М» не вышел на связь

Ракета-носитель «Союз-2.16» стартовала с космодрома Восточный утром 28 ноября. В расчетное время третья ступень отделилась от головной части ракеты, состоящей из разгонного блока «Фрегат», 18 малых спутников и спутника дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) «Метеор-М» №2-1. В 9:32 по московскому времени спутник должен был выйти на целевую орбиту и начать передавать телеметрию, но в «Роскосмосе» ее не получили. Вскоре стало ясно, что космические аппараты потеряны. «Метеор» должен был стать третьим спутником в орбитальной группе дистанционного зондирования Земли, которая, в частности, предает метеоданные для прогнозов летной погоды. В числе восемнадцати малых космических аппаратов на «Союзе-2» летел исследовательский спутник «Бауманец-2».

«Метеор-М» № 2-1 / ©wikipedia

2. Илон Маск увидел робота Boston Dynamics и посоветовал начать регулировать ИИ

Две недели назад компания Boston Dynamics похвасталась новыми навыками своего антропоморфного робота Atlas. На видео робот демонстрировал силу и координацию, превосходящие средние человеческие возможности: дроид высоко прыгал и делал сальто с разворотом. В одном из своих постов Маск по этому поводу заявил: «Мы должны начать регулировать ИИ и роботов так же, как регулируем пищевую промышленность, лекарства, воздушный транспорт и автомобили. Если избавиться от Федерального управления гражданской авиации, полеты не станут безопаснее. Эта организация появилась, потому что на это была веская причина».

3. Исчезновение одной из первых цивилизаций Земли оказалось еще более странным

Ученые пришли к выводу, что исчезновение Индской цивилизации, вероятно, не связано с отсутствием доступа к водным ресурсам, «кормившим» древние города. По мнению исследователей, открытие может иметь далекоидущие последствия, поскольку оно выделяет Индскую цивилизацию на фоне двух других древнейших цивилизаций Земли. Развитие городов Древнего Египта и Месопотамии было неразрывно связано с реками Нил, Тигр и Евфрат. Отметим, что Индская цивилизация развивалась в долине реки Инд в 3300–1300 гг. до н. э. В период расцвета ее население составляло 5 млн человек. Тогда укрепилась межгородская и «международная» торговля, активно возводились инфраструктурные сооружения, была проведена стандартизация мер и весов.

Период поздней хараппской цивилизации, ок. 1900–1300 до н. э. / ©wikipedia

Важные и интересные новости приходили к нам отовсюду. Пришло время вспомнить и про них тоже.

На поверхности одного из модулей МКС выявили живые бактерии, которых не было при его запуске. По мнению ученых, эти живые организмы не опасны. Об этом заявил космонавт Антон Шкаплеров.

— Описан новый вид рыб, способных жить в Марианской впадине на глубине около 8 000 метров. Новый вид рыб, получивший название Pseudoliparis swirei, способен выжить даже в самом глубоком океаническом желобе планеты — в Марианской впадине. Максимальная глубина, на которой ученым удалось выловить этих рыб, составила 7 966 метров. Впервые неизвестный вид в Марианской впадине заметили в 2014 году.

— Ученые в стенах университета имени короля Абдаллы разработали акустическое резонансное устройство диаметром всего 10 см, напечатанное на 3D-принтере из ABS-пластика. Как заявляют создатели, этот небольшой корпус может усилить мощность звука в 200 раз даже от самого крошечного источника. В конструкции используется замкнутое пространство с серией спиральных каналов, выходящих из центральной точки. Эта конструкция замедляет звук, несмотря на то, что само устройство имеет небольшой диаметр.

Акустическое резонансное устройство / ©discovery.kaust.edu.sa

— Анализ материала, извлеченного в прошлом году во время вскрытия конструкции над Ложем в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, подтвердил, что первую плиту над Ложем водрузили римляне в IV веке. Датирование показало, что мраморная плита была закреплена над гробницей около 345 года, во времена императора Константина.

— Группа ученых из США приступила к первой фазе клинических исследований препарата, который заставляет клетки раковых опухолей мозга запускать апоптоз – процесс запрограммированной клеточной гибели. У собак, больных различными видами рака мозга, после применения PAC-1 в комбинации с известными препаратами дало уменьшение объема опухолей и никаких побочных эффектов, кроме слабых расстройств пищеварительной системы.

— Международная группа психологов заявила, что климат может быть одним из факторов, способных влиять на развитие личности. Авторы работы подчеркивают, что климат далеко не единственный фактор, влияющий на личностное развитие.