Главное за неделю: про мутагенную активность электронных сигарет, сложнейшее вещество за пределами Галактики и новые автоматы России — Naked Science
04.02.2018

Топ-3   По сложившейся традиции, начнем с тройки лидеров — новостей, которые заинтересовали наших читателей больше всего.   1. Ученые подтвердили мутагенную активность электронных сигарет Исследователи подвергали лабораторных мышей воздействию аэрозолей из электронных сигарет в течение 12 недель, что с учетом продолжительности их жизни можно считать эквивалентом десятилетнего стажа курения у человека. В результате у...

5ec36f2b72414ba8fc9d67e5507f8fb0

1. Ученые подтвердили мутагенную активность электронных сигарет

Исследователи подвергали лабораторных мышей воздействию аэрозолей из электронных сигарет в течение 12 недель, что с учетом продолжительности их жизни можно считать эквивалентом десятилетнего стажа курения у человека. В результате у таких животных наблюдались признаки мутаций, повреждений ДНК в тканях сердца, легких и мочевого пузыря. В сравнении с «некурящими» мышами из контрольной группы, клетки их легких производили меньше белков, необходимых для репарации ДНК и ее восстановления при случайных мутациях. Ту же картину дали параллельные эксперименты, поставленные с культурами клеток легких и мочевого пузыря человека после обработки их никотином и никотинпроизводным нитрозамин-кетоном (NNK). Это, по мнению авторов, позволяет сказать, что и в некоторых тканях целого организма вещества, содержащиеся в аэрозолях электронных сигарет, превращаются в генотоксические и мутагенные производные.

Электронные сигареты / ©wikipedia

2. Астрономы нашли самое сложное вещество за пределами Галактики

Новые наблюдения, выполненные с помощью комплекса радиотелескопов Atacama Large Millimeter/submillimeter Array (ALMA) в пустыне Атакама, доказывают, что в межзвездном веществе в Большом Магеллановом Облаке присутствуют молекулы довольно сложных органических веществ, состоящих из атомов углерода, азота и кислорода, – метанол, диметиловый эфир и метилформиат. Астрономы получили спектры метилформиата, наблюдая Большое Магелланово Облако в миллиметровом диапазоне. Источник излучения – два региона с повышенной плотностью вещества, где идет активный процесс формирования новых звезд; эти регионы известны как «горячие ядра».

3. Россия приняла на вооружение новые автоматы

Как стало известно, Вооруженные силы РФ выбрали сразу несколько автоматов. Об этом заявило агентство ТАСС, а также несколько других источников. Как и предполагали специалисты, модернизированные «калаши» — версии Ак-12 и Ак-15 — выбрали на роль массового стрелкового оружия. В то же время новые АЕК-971 и АЕК-973 выбраны для специальных подразделений. Источники ничего не сообщили о еще одном относительно новом российском автомате — АН-94 «Абакан». Стоит напомнить, что осенью 2013 года официально объявили о государственных испытаниях претендентов на роль стрелкового оружия в рамках новой боевой экипировки «Ратник». Тогда наиболее предпочтительным назвали АЕК-971, а «Абакан» упомянут не был.

АК-12 / ©Концерн «Калашников»

На этой неделе мы стали свидетелями и других интересных событий из мира науки и техники. Пришло время вспомнить и про них тоже.

— Австралийский студент обнаружил неожиданную особенность глобальной карты активности использования фитнес-трекеров, созданной сервисом Strava. Она позволяет вычислить местоположение объектов, не обозначенных на большинстве доступных карт, включая военные базы. Австралиец обнаружил уязвимость, рассматривая темные области карты, в их числе были пустыни и территории, где идут военные действия. Студент заметил на темном фоне разрозненные участки, где активность фитнес-трекеров была сравнительно высокой.

Военная база Форт-Беннинг, штат Джорджия / ©Strava/Google Maps

— Биологи Google открыли новую «суперспособность» голых землекопов. «Наша работа показывает, что голые землекопы не стареют так, как это происходит у других млекопитающих, – говорит один из авторов исследования Рошель Бафенштейн, – и почти не демонстрируют признаков старения, либо не демонстрируют их вовсе. Риск смертности у них не увеличивается даже тогда, когда животное в 25 раз превысило возраст половой зрелости. Это еще раз убеждает нас в исключительности голых землекопов».

— Ученые предложили бороться с антибиотикорезистентными бактериями с помощью препарата, изобретенного в 1970-х. В исследованиях он оказался эффективнее, чем похожий по структуре антибиотик «последнего резерва».

— Исследователи выяснили, кто чаще становится жертвой собачьих укусов. Около 44% опрошенных пережили укус собаки в детстве, до 16 лет. Ведущий автор исследования Кэрри Вестгарт (Carri Westgarth) рассказала, что и она сама пострадала от собачьего укуса в раннем детстве. 55% опрошенных заявили, что до укуса никогда не видели собаку, которая нанесла им травму. При этом наличие собаки в доме повышало риск в 3,3 раза. Жертвами укусов чаще становились мужчины: у них средний риск травмы был в 1,8 раза выше, чем у женщин.