Главное за неделю: про «мусорный континент», замену ДНК эмбриону и первых европейцах

Неделя подходит к концу, а это значит, что настало время вспомнить про самые знаменательные события, свидетелями которых мы с вами стали за минувшие семь дней.

Начнем с традиционной подборки лидеров: новостей, которые набрали больше всего просмотров.

1. В Тихом океане нашли новый «мусорный континент»

Исследователи заявили, что обнаружили у побережья Чили еще одно мусорное пятно, по размерам сопоставимое с Большим тихоокеанским. По предварительным оценкам, площадь «острова» может составлять около миллиона км2. Оно состоит из мелких пластиковых частиц. Их небольшой размер позволяет предположить, что они проделали более долгий путь, чем содержимое северного пятна. Образцы воды со взвесью пластиковых частиц, собранные во время экспедиции, пройдут тщательное исследование. Ученые измерят плотность мусорной взвеси и проанализируют химический состав загрязнений.

Подготовка образцов / ©ResearchGate

2. Впервые в ДНК человеческого эмбриона заменили ген, отвечающий за болезнь

Исследователи из США и Южной Кореи впервые в мире удалили из ДНК человеческого эмбриона ген с мутацией, отвечающей за развитие заболевания, и заменили его на исходный. «Неправильную» версию гена MYBPC3 удалили из ДНК зародышей, а правильную вставили на его место. Замена прошла удачно в 72% случаев. Ни в одном из этих случаев исследователи не зафиксировали побочных эффектов от использованной методики CRISPR/Cas9 в других регионах ДНК, которые не связаны с MYBPC3.

3. Генетики впервые установили, кем были представители первых цивилизаций Европы

Международная группа ученых проанализировала ДНК 19 человек, живших в эпоху бронзового века на Крите, в материковой Греции и на островах Эгейского моря. Последовательности ДНК этих людей сравнили с уже известными генетическими последовательностями 332 древних людей и 2614 наших современников. Ученые пришли к выводу, что минойцы и микенцы были генетически близки друг к другу. По крайней мере, три четверти их предков, как и предполагалось, оказались анатолийскими земледельцами. Оставшуюся четверть, вероятно, составляло в основном население Кавказа и территории Ирана.

Основные популяции, чьи ДНК исследовали в работе / ©Nature

Были и другие интересные новости о науки и технологиях. Было бы неразумно не вспомнить о них еще раз.

— Ботаники сравнили цветки сотен тысяч современных растений и выяснили, как мог выглядеть их далекий предок, который еще сотни миллионов лет назад раскрыл первый цветок на планете. По мнению ученых, он вряд ли был больше сантиметра в поперечнике. При этом у цветка было не менее 11 лепестков, а тычинки выполняли и роль пестика: они несли на себе как мужские, так и женские репродуктивные элементы.

— На спутнике Сатурна Титане найдены молекулы акрилонитрила — молекулы, способной образовывать мембранные пузырьки, базовые компоненты внеземной жизни. Самая высокая концентрация наблюдается в верхних слоях атмосферы, на высоте более 200 км, где, видимо, происходит синтез этих молекул под действием излучения.

Титан / ©NASA

— Согласно поступившим сведениям, российский истребитель пятого поколения, известный под обозначением ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), получил имя Су-57. Скорее всего, по аналогии с самолетом Су-27, который он должен сменить в перспективе.

— Геологи смоделировали причины величайшего массового вымирания. Они пришли к выводу, что процесс, вызвавший вымирание большинства видов животных, мог оказаться сложнее, чем считалось.

— Первый заместитель председателя Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Франц Клинцевич заявил о закладке шести новых российских авианосцев. О расширении авианесущей части ВМФ РФ чиновники заявляли и раньше. Однако столь внушительная цифра озвучена впервые.