Главное за неделю: про борьбу со старением, фото взрыва сверхновой и самые эффективные антидепрессанты

Уходящая неделя подарила нам много интересных событий. Пришло время вспомнить про самые знаковые из них.

А начнем мы по традиции с тройки лидеров – новостей, которые заинтересовали наших читателей больше всего.

1. Исследователи назвали еще один способ борьбы со старением

Концепция португальских ученых базируется на предотвращении возникновения аномального числа хромосом в клетках. Для этого предложили регулировать уровень белка Forkhead box M1, контролирующего их деление. За счет увеличения уровня белка Forkhead box M1 в клетках, которые взяли у пожилых и страдающих от прогерии людей, удалось в значительной степени предотвратить анеуплоидию. Ученые полагают, что полученные ими выводы помогут выработать терапевтические методы, которые смогут замедлить старение человеческого организма.

2. Астроном-любитель первым в истории сфотографировал взрыв сверхновой

Аргентинец Виктор Бузо днем работает слесарем, а ночью наблюдает звезды. Под крышей собственного дома он оборудовал полупрофессиональную лабораторию. 20 сентября 2016 года он собирался опробовать новую камеру для телескопа, но не хотел тревожить соседей шумом подъемной крыши своей домашней обсерватории, поэтому он направил телескоп в единственное отверстие в крыше. Это решение оказалось очень удачным: Бузо стал первым в истории свидетелем рождения сверхновой. Он фотографировал спиральную галактику NGC 613 в 26 миллионах пк (85 миллионах световых лет) от Земли. На серии снимков, снятых Бузо с 20-секундной выдержкой в течение полутора часов, сначала не происходит ничего интересного, а затем появляется область интенсивного свечения. Определить природу наблюдаемого явления любитель затруднился и обратился за помощью к профессионалам. В феврале этого года в журнале Nature вышла статья Бузо и коллектива профессиональных астрофизиков; в статье описана та самая яркая точка, которая оказалось сверхновой

NGC 613 / ©Nature

3. Психиатры назвали самые эффективные антидепрессанты

Международная группа ученых сопоставила результаты 522 исследований с участием более 116 000 человек и пришла к выводу: современные антидепрессанты действительно эффективны в борьбе с большим депрессивным расстройством. Авторы работы составили список препаратов, которые оказались наиболее действенными, по сравнению с плацебо, и вызывали наименьшее количество побочных эффектов. Самым эффективным оказался амитриптилин, препарат из группы трициклических антидепрессантов. Он влияет не только на основные симптомы депрессии, но и уменьшает тревожность и раздражительность.

Спешим вам напомнить и про другие важные новости.

— С помощью несложного эксперимента исследователь египетских пирамид описал метод, который строители пирамид могли использовать, чтобы добиться безупречного расположения памятников по сторонам света. По мнению Дэша, строители точно определили нужные координаты с помощью гномона — вертикального столба, отбрасывающего тень.

Измерение «индийским круговым методом» / ©Wilma Wetterstrom

— Группа ученых из Швеции и США обнаружила ранее неизвестные спиральные структуры в составе микротрубочек, из которых состоит жгутик сперматозоида, позволяющий половой клетке передвигаться.

— Ученые приблизились к разгадке секрета долгожителей. Исследователи считают, что умственному здоровью пожилых людей способствует повышенное количество нейронов фон Экономо. Кроме того, доказано, что на него не влияют выпивка и курение.

Микрофотография с изображением веретенообразных нейронов в поясной извилине. Окраска гематоксилином и эозином; луксолом / ©wikipedia

— Ученые выявили десятки крупнейших во Вселенной черных дыр. Около 40 процентов рассмотренных учеными галактик содержали «ультрамассивные» черные дыры массами 10 млрд солнц и более. Объяснить удивительную скорость их роста еще предстоит. Возможно, они начинали формироваться в идеальных условиях и увеличивались быстрее, чем можно ожидать.

— Группа специалистов из Австралии разработала 3D-материал, который способствует быстрому и качественному восстановлению мышечной ткани. Исследователи соединили выращенные в лаборатории пептиды с натуральными белками и полимерами и создали 3D-гидрогелевую материю. Она запускает процессы регенерации и превращает стволовые клетки в мышечное волокно, функционируя на основе естественных механизмов, реально существующих в природе.

Часть реплицированной мышечной ткани. Изображение / ©RMIT University

— Ученые провели метаанализ 59 научных работ и установили, как использование социальных сетей отражается на учебе подростков. Авторы работы считают, что социальные сети не мешают эффективной учебе. По мнению психологов, родителям не стоит запрещать детям пользоваться социальными медиа — напротив, понимание и обсуждение их использования может улучшить отношения в семье

— В центре самой далекой гиперновой обнаружили магнетар. Массивная звезда DES16C2nm взорвалась 10,5 миллиардов лет назад, когда возраст Вселенной составлял только четверть от сегодняшнего. DES16C2nm обнаружили в рамках международного исследования The Dark Energy Survey, участники которого занимаются изучением расширения Вселенной, в том числе создают карту наблюдаемой Вселенной, на которую уже нанесены сотни миллионов галактик.

До и после взрыва, 15 сентября 2015 и 29 сентября 2016 года. Credit: Mathew Smith and DES collaboration.

А еще на этой неделе мы познакомили вас с интересными крупными материалами.

Введение в парфюмерию

От первого слабого запаха и до миллиардного бизнеса: как мы нюхаем и как на этом зарабатывают.

Как исправить человека. CRISPR/Cas9: новейшая система генной модификации, которая обещает изменить нашу жизнь

Фантастические, пугающие многих истории о вмешательстве в человеческий геном долгие годы оставались именно фантастическими. Но теперь такой метод есть: заимствованная у бактерий система CRISPR/Cas9 позволяет вести генетическую модификацию любых организмов с очень высокой точностью.

Кристаллическая структура S. aureus Cas9 в комплексе с сгРНК и её целевой ДНК / ©wikipedia

Догнать «ракетного короля»: топ конкурентов Маска

SpaceX прочно закрепилась на позиции технологического лидера мировой ракетно-космической индустрии: удачные запуски Falcon 9 идут один за другим. А тут еще Heavy подоспела... Но конкуренты не спешат вывешивать белый флаг. Кто же сможет потеснить Илона Маска с пьедестала?

Те, кто пристально следит за работой нашего портала, знают, что мы активно пополняем наш видеораздел интересными анимированными уроками и короткометражками, переведенными и озвученными специально для наших читателей. На этой неделе мы рассказали вам о том, можно ли сделать черную дыру. Вы также узнали про «вечные» механические часы, стол с периодической таблицей Менделеева и о том, почему некоторые животные достигают больших размеров.

Условия создания черной дыры / ©naked-science.ru