Главное за неделю: о причинах падения уровня воды в Каспии, предельном возрасте человека и неудаче «Союза»

Неделя подходит к концу, а это означает, что настало время вспомнить про самые важные новости науки и технологий, свидетелями которых стали мы с вами.

А начнем мы с традиционной подборки тройки лидеров — новостей, которые больше других заинтересовали наших уважаемых читателей.

1. Ученые установили причины резкого падения уровня воды в Каспийском море

Наблюдения за состоянием озера ученые ведут с середины XIX века. За это время уровень воды несколько раз заметно колебался. Однако исследователи считают, что характер изменений нескольких последних десятилетий отличается от зафиксированных ранее. Колебания уровня воды стали более резкими. По мнению экспертов, виноваты в этом глобальное потепление и повышение температуры окружающего воздуха: оно усиливает испарение воды. При современном уровне испарения северная часть Каспийского моря может полностью исчезнуть за 75 лет. Модель, составленная учеными, показала, что именно испарение воды оказалось наиболее важным фактором, влияющим на уровень Каспийского моря. Количество осадков и объем воды в окружающих реках не так сильно отражаются на нем.

Колебания уровня воды в Каспийском море, Geophysical Research Letters

2. Голландские ученые сообщили об определении предельного возраста человека

Группа исследователей из Университета Эразма сообщила в четверг, что собранные ими статистические данные позволяют достаточно уверенно оценить «потолок» продолжительности жизни человека. По словам профессора Джона Эйнмала (John Einmahl), женщины могут дожить до 115,7 лет, а мужчины чуть меньше — до 114,1 лет. Перешагнуть этот рубеж удается лишь очень немногим рекордсменам, вроде француженки Жанны Кальман, дожившей до 122 лет. По мнению ученых, он не зависит от качества питания, медицины и вообще от уровня жизни.

3. Вывод ракетой «Союз» шести спутников закончился неудачей

СМИ сообщили, что российская ракета «Союз» неудачно вывела шесть спутников из общего числа космических аппаратов, запущенных 14 июля 2017 года. Четыре спутника до сих пор не вышли на связь, а еще два оказались на незапланированных орбитах. Потом, правда, специалисты Московского авиационного института заявили, что их спутник «Искра-МАИ-85» все же работает нормально. Всего ракета стартовала с 72 малыми спутниками, а также космическим аппаратом «Канопус-В-ИК». Предыдущий рекорд по числу выводимых космических аппаратов в России принадлежал ракете-носителю «Днепр», которая стартовала 20 июня 2014 года. С ее помощью вывели на орбиту 36 аппаратов.

Спутник
Спутник "Маяк" / ©zelenyikot

Кроме этих были и другие, весьма интересные и познавательные новости. Настало время вспомнить и про них.

— Средневековый Лондон был местом насилия. Археолог Кэтрин Краковка (Kathryn Krakowka) из Оксфордского университета проанализировала 399 черепов из захоронений на шести лондонских кладбищах, сделанных в 1050–1550 гг. н. э. Как выяснилось, 6,8% всех обследованных черепов имели следы травм насильственного происхождения.

— Американские ученые установили, что последовательное здоровое питание намного эффективнее снижает вес в долгосрочной перспективе, чем жесткая диета. В исследовании приняли участие 183 человека с диагнозом «ожирение». Ученые заключают, что любители строгих диет поначалу теряют вес успешнее, но затем сталкиваются с недостатком силы воли и другими затруднениями. Это вызывает «эффект йо-йо»

— Эксперты вычислили, сколько овощей и фруктов должно быть в рационе человека. Наименьшие показатели смертности были зафиксированы среди тех, кто употреблял 3–4 стандартных порции овощей и фруктов в день, то есть от 375 до 500 г. Этот показатель сохранялся при любом уровне доходов.