Главное за неделю: слияние нейтронных звезд, рост раковых опухолей и внеземные сигналы — Naked Science

Неделя подходит к концу, а это значит, что настало время вспомнить про самые значимые события, свидетелями которым стали мы с вами.

kilonova_1

А начнем мы с традиционной подборки лидеров — новостей, которые заинтересовали наших читателей больше всего.

1. Впервые зафиксированы гравитационные волны от слияния нейтронных звезд

Исследователям удалось зарегистрировать слияние двух нейтронных звезд. Событие зафиксировали детекторы гравитационных волн и подтвердили около 70 обсерваторий. Источником волны стали два объекта массой 1,1 и 1,6 солнечных масс соответственно. Эти объекты намного «легче», чем источники первых обнаруженных гравитационных волн — черные дыры, равные 36 и 29 массам Солнца. Уловить сигнал позволила близость двух звезд к Земле. Нейтронные звезды по массе сопоставимы с Солнцем, но намного плотнее: их радиус может составлять 10–20 км. Новый сигнал оказался очень долгим по сравнению со «звуком» слияния двух черных дыр, длившимся доли секунды: он был различим на протяжении около 100 секунд.

Слияние нейтронных звезд. Изображение / ©NASA

2. Рост раковых опухолей связали с нарушениями потребления сахара

Бельгийские исследователи изучили механизм, связывающий потребление сахара клетками с активностью генов семейства Ras. Некоторые мутации в этих генах могут привести к быстрому росту опухолей и метастазированию. Как показали результаты, чем больше сахара получает клетка, тем активнее вырабатываются Ras-белки, стимулируя появление новых клеток, повторяющих тот же сценарий. Ученые предполагают, что результаты их исследования лягут в основу новых методов терапии. Стоит сказать, что многие современные методики лечения уже сейчас основаны на ограничении гликолиза, что не дает раковым клеткам запасать достаточно энергии.

3. Отсутствие сигналов от внеземных цивилизаций связали с распространенностью планет-океанов

Профессор Колорадского университета в Боулдере Алан Штерн (Alan Stern) обратил внимание на распространенность в космосе «миров-океанов»: только в нашей Солнечной системе имеется несколько небесных тел, под ледяной корой которых скрываются обширные жидкие океаны. Некоторые из них – например спутник Юпитера Европа – считаются вполне подходящими для развития необычных форм жизни. С другой стороны, по мнению ученого, такие условия развития должны существенно тормозить познание космоса и прогресс в области дальней связи и полетов. Штерн говорит, что аналогом нашего космического рывка второй половины ХХ в. у «подледной» цивилизации может оказаться глобальная программа по бурению сквозь многокилометровую ледяную «крышу» их мира.

Внутреннее строение Европы / ©wikipedia

— Двое биологов сняли реалистичную короткометражку о том, как сперматозоид оплодотворяет яйцеклетку. Ученые хотели рассказать о науке детям, но попутно разобрались в молекулярной динамике сперматозоида.

©Nature

— В рамках весьма необычного эксперимента ученые выяснили, что незначительные дозы алкоголя способствуют более свободному общению на иностранном языке. Употреблявшие подкрашенную водку добровольцы имели в среднем на пять баллов из ста более высокий результат, чем те, кто вообще не употреблял по ходу эксперимента алкоголь. Участники эксперимента более быстро и корректно произносили слова. Больших доз спиртного это не касается.

— Псилоцибин, активный компонент галлюциногенных грибов, дал отличный терапевтический эффект при депрессии, объявили британские врачи. Впрочем, авторы работы, опубликованной в Scientific Reports, отмечают, что результаты еще предстоит проверить более масштабными экспериментами.

— Японские ученые вывели породу кур, несущих яйца, богатые интерфероном человека. Технология может существенно снизить стоимость лекарств на основе интерферона, которые применяются в терапии онкологических заболеваний.

©Nature

— Переливание крови рожавших женщин оказалось опасно для мужчин. Исследование с участием 31 118 пациентов обнаружило связь между беременностями доноров-женщин и смертностью реципиентов-мужчин. Чаще всего причиной смерти мужчин становилось острое посттрансфузионное повреждение легких (синдром TRALI, transfusion-related acute lung injury).

— Минимальный уровень гравитации можно ощутить в океане близ Шри-Ланки: эта аномалия известна давно, но объяснить ее удалось только теперь влиянием африканской мантийной провинции и быстро убегающего от нее Индийского субконтинента. Выводы ученых опубликованы в журнале Geophysical Research Letters.

Карта поверхности геоида / ©ESA

— Специалисты связали продолжительность жизни с концентрацией белков KLF, влияющих на экспрессию генов «уборки» внутриклеточного «мусора». При снижении уровня KLF в клетках накапливаются токсичные вещества, что и вызывает старение. В эксперименте использовали круглых червей Caenorhabditis elegans, но выводы могут быть актуальны также и для людей.

Caenorhabditis elegans / ©Worcester Polytechnic Institute

А еще специально для вас мы подготовили несколько интересных обзорных материалов.

Двигатель Raptor, или как Маск собрался космос покорять

Пожалуй, важнейшей составляющей представленной Илоном Маском концепции Interplanetary Transport System (ITS), направленной на покорение Марса, является новейший ракетный двигатель Raptor. Что же он собой представляет и чем лучше существующих аналогов?

Двигатель “Раптор” / ©aboutspacejornal

Почему дуэли пилотируемых человекоподобных роботов — плохая идея

Состоявшаяся накануне дуэль огромных боевых человекоподобных роботов (БЧР) произвела, мягко скажем, неоднозначное впечатление. Постараемся копнуть поглубже и понять, почему же так произошло.

Те, кто пристально следит за работой нашего портала, знают, что мы активно пополняем наш видеораздел интересными анимированными уроками и короткометражками, переведенными и озвученными специально для наших читателей. На этой неделе мы рассказали вам о том, что ученые нашли самую большую пустоту во Вселенной и мы находимся в ее центре. Вы также узнали о причине носового кровотечения, внешнем виде ДНК и многих других интересных аспектах нашей жизни.