Европа заявила про большой вред гомеопатии

Научный консультативный совет европейских академий (EASAC), последовав примеру российских и американских коллег, отделил гомеопатию от медицины. По словам ученых Старого Света, гомеопатические продукты могут нанести человеку серьезный вред.

Как известно, гомеопатия является видом альтернативной медицины, которая предполагает использование сильно разведенных препаратов, вызывающих (согласно задумке идеологов такой терапии) у здорового человека симптомы, подобные симптомам болезни пациента. В основе концепции лежит псевдонаучный принцип «подобное подобным». Неоднократно проводились клинические испытания, показавшие, что эффект от гомеопатии примерно сравним с эффектом от плацебо — вещества без явных лечебных свойств.

При всем при этом сторонников гомеопатии это не останавливает, поклонников данного вида альтернативной медицины можно встретить в любом уголке Земли. Авторитетные ученые традиционно скептично относятся к гомеопатии, нередко указывая на то, что «безобидные» на первый взгляд препараты могут нанести человеку серьезный вред.

В феврале 2017 года очередной удар по этому виду альтернативной медицины нанесли эксперты Российской академии наук (РАН). Комиссия по борьбе с лженаукой РАН представила меморандум, в котором гомеопатия открыто называлась «лженаукой». В состав сделавшей вывод междисциплинарной рабочей группы вошли 30 ученых, среди которых были психологи, физики и химики.

И вот теперь эксперты Научного консультативного совета европейских академий выпустили заявление, в котором также подвергли резкой критике гомеопатические средства. «Реклама и использование гомеопатических продуктов может приносить большой вред», — говорится в заявлении.

Занимающий двенадцать страниц документ суммирует доступные результаты исследований, обзоров, а также парламентских отчетов, показавших неэффективность гомеопатических средств. По мнению европейских ученых, вред от данного вида альтернативной медицины может быть обусловлен препятствованием гомеопатии поиску эффективных медицинских препаратов при лечении того или иного заболевания. Также в документе ученые предостерегают людей от использования любых видов т. н. нетрадиционной медицины.

Научный консультативный совет европейских академий создали в 2001 году в качестве площадки для консультации исследователей из разных стран мира, а также осуществления научных экспертиз и законодательных инициатив. В состав совета входят представители 29 национальных и международных европейских академий. Здесь, в частности, присутствуют ученые из Лондонского королевского общества и Шведской академии наук.