18.12.2017, 16:17
Руслан Зораб

Доказательство abc-гипотезы опубликуют, но его все равно никто не понимает

Знаменитую 500-страничную работу японского математика Синъити Мотидзуки, которую понимает пара десятков человек на планете, наконец принял к публикации научный журнал, который возглавляет сам Мотидзуки.

Публикация научной работы в рецензируемом журнале означает, что работу прочитали и оценили квалифицированные специалисты в соответствующей области; при должном уровне рецензирования этот процесс минимизирует вероятность ошибки и фальсификации. Если ошибка или подтасовка данных обнаруживаются после публикации, ее официально отзывают – как это было, например, со статьей Эндрю Уэйкфилда 1998 года в журнале The Lancet о связи вакцинации и аутизма, или с результатами работ по клонированию скандального корейского генетика Хван У Сука, опубликованными в Nature.

В начале следующего года в японском математическом журнале университета Киото появится статья математика Синъити Мотидзуки с доказательством abc-гипотезы, 500-страничный труд, законченный еще в 2012 году. О будущей публикации сообщает японское издание The Asahi Shimbun. Однако публикация этой работы для многих коллег Мотидзуки не будет означать, что ее прочли и одобрили рецензенты. Проблема с доказательством abc-гипотезы заключается в том, что никто, кроме автора работы, не в состоянии его понять. Вызывает сомнения и тот факт, что главный редактор журнала, который принял статью к публикации – сам Мотидзуки.

С Волошем не соглашается Иван Фесенко, математик из университета Ноттингема. Фесенко входит в число тех немногих ученых, которые полностью ознакомились с доказательством Мотидзуки и не нашли в нем ошибок. Он утверждает, что работа была проверена, а факт публикации в японском журнале объясняется тем, что ведущие специалисты в соответствующей сфере родом из Японии. Саму работу он оценивает как эпохальное достижение, лучший результат в теории чисел за последние полвека. Однако для того, чтобы с Фесенко согласилось большинство коллег, должен появиться человек, который не только поймет доказательство Мотидзуки, но и сможет объяснить его другим.