Дафнии приспособились к дорожной соли за два месяца — Naked Science
07.01.2017, 10:05

Дафнии приспособились к дорожной соли за два месяца

Американские ученые обнаружили, что дафнии (Daphnia) могут приспособиться к технической соли всего за два с половиной месяца. Результаты работы опубликованы в журнале Environmental Pollution.

temp_file_daphnia_img0004_hebert1

В ряде стран техническая соль используется как доступный и дешевый противогололедный реагент, которым обрабатывают дороги и тротуары. При этом она обладает высокой коррозионной активностью и может разъедать обувь и повреждать лапы домашних животных. Прошлые работы также показали, что в регионах, где применяется техническая соль, возрастает средняя соленость пресноводных водоемов, что может нарушать баланс экосистем.

Между тем известно, что некоторые организмы способны адаптироваться к воздействию токсинов за относительно короткий срок. Чтобы выяснить, возможно ли это в пресноводных водоемах, ученые из Политехнического института Ренсслера провели эксперимент с дафниями. Эти ракообразные (длина тела — 0,2–6 миллиметров) питаются водорослями и служат пищей для многих видов рыб, а от их количества зачастую зависит качество воды, например в озерах.

В работе дафний помещали в резервуары с водой с добавлением разного количества соли (NaCl): 15, 100, 200, 500 или 1000 миллиграммов на литр. Спустя два с половиной месяца от пяти до десяти поколений организмов помещали в резервуары с низкой концентрацией соли, где в течение трех поколений получали новое потомство. Затем авторы обрабатывали новые популяции дафний хлоридом натрия (от 30 до 1900 миллиграммов на литр) в течение 48 часов.

Результаты показали, что популяции, которые ранее подвергались чрезмерному воздействию реагента, были лучше приспособлены к воде с умеренным содержанием соли. Так, потомки дафний, которые находились в резервуарах с уровнем NaCl до 250 миллиграммов на литр, оказались устойчивы к концентрации соли 1300 миллиграммов на литр в 92 процентах случаев. Выживаемость дафний, чьи предки помещались в малосоленую воду, была вдвое ниже.

При максимальном уровне соли (1900 миллиграммов на литр) не выжил ни один из потомков. Тем не менее, адаптация к такому раздражителю за два с половиной месяца является примером форсированной эволюции, отмечают ученые. Следующим шагом станет изучение генетического механизма, который обеспечивает такую приспосабливаемость дафний, а также того, как обработка реагентами отражается на их росте, размножении и продолжительности жизни.