21.08.2014, 11:00
4минуты
Руслан Зораб

Ученые: инъекции ботокса замедляют развитие рака

Инъекции ботокса в определенные нервы замедляют рост раковых клеток в опухоли, блокируя нейромедиатор ацетилхолин; «Ботокс» (Botox) – это нейротоксин, использующийся как косметологический препарат при подтяжке лица.

140820164315-large

Новое исследование, проведенное международной группой ученых под руководством Тимоти Ванга (Timothy C. Wang) из Медицинского центра при Колумбийском университете (Нью-Йорк), показало, что нервная система играет ключевую роль в развитии онкологических заболеваний, а блокирование нервов, окружающих опухоль, существенно замедляет рост раковых клеток.

Эти выводы были сделаны на основе экспериментов на мышах, больных раком желудка. Ученые провели ваготомию – хирургическую операцию по блокировке нервных сигналов, в данном случае вокруг желудка мышей. Дальнейшие тесты показали, что темпы развития опухоли заметно снизились, а смертность среди прооперированных мышей упала.

Ученые на этом не остановились и испытали фармакологический метод блокировки нервов вокруг опухоли – использовали определенный препарат, который вводили мышам. Выбор пал на известный нейротоксин ботулотоксин, широко использующийся в косметологии для подтяжек лица  и более известный под торговой маркой «Ботокс» (Botox).

Инъекции ботокса лишают нервные клетки возможности передавать определенный нейромедиатор – ацетилхолин. При использовании в косметологии это помогает разгладить лицевые морщины, вызывая временный паралич мускулов лица. Поскольку ацетилхолин также отвечает за стимулирование размножения клеток, то его блокировка закономерно приводит и к замедлению роста раковых клеток находящейся в «нервной блокаде» опухоли – что и доказали ученые.

Недостатком нового способа противоракового лечения является то, что он проверен на данный момент лишь на ранних стадиях развития рака.

В дальнейшем команда Ванга планирует сначала изучить эффективность совмещения разработанного ими метода с традиционными способами лечения рака (химиотерапией), а затем заняться исследованиями по применению ботокса против уже развившегося рака.

В будущем мы действительно намерены изучить, как можно использовать данный метод, чтобы остановить рост опухоли на более поздних стадиях.

Тимоти Ванг, Медицинский центр при Колумбийском университете

3минуты
Александр Пулимов

Скрининг ДНК миллионов здоровых людей показал, что в некоторых случаях даже опасная генетическая аномалия — однородительская дисомия — не приговор.

3минуты