Ученые выяснили причину коррупции — Naked ScienceNaked Science
11 июня

Ученые выяснили причину коррупции

Теория игр подсказала исследователям, в чем причина коррупции в государственных учреждениях.

nfzrusna5i5qu440tc2vbpi8ygs

Коррупция проявляется в различных формах, включая фаворитизм, клиентелизм (обмен товаров и услуг на политическую поддержку) и хищение государственных средств. Исследователи из Международного института прикладного системного анализа сосредоточились конкретно на одной форме коррупции — взяточничестве в госучреждениях.

Специалисты использовали широкое определение государственных учреждений: они рассматривали также институции, управляемые такими должностными лицами, как футбольные судьи, журналисты или руководители неправительственных организаций (НПО). Другими словами, авторы включили в исследование всех государственных должностных лиц, которые обладают властью, основанной на социальном доверии.

Команда проанализировала базовую модель взяточничества с использованием эволюционной теории игр — шаблона, изначально разработанного для описания биологической эволюции, который, однако, все чаще используется для анализа социальной эволюции. Исследователи поначалу полагали, что социально-экономические «игроки» в этой модели руководствуются личными интересами. Цель ученых состояла в том, чтобы создать модель, фиксирующую ключевую динамику, которая была бы актуальна для многих конкретных систем. В частности, исследователи хотели показать, что адаптация отдельных агентов к преобладающей социальной ситуации приводит к циклам, которые отражают рост и сокращение случаев коррупции в сочетании с ослаблением и усилением доверия в обществе.

Исследователи разбили деятельность организации на циклы: сначала руководители государственных учреждений действуют в личных интересах, совершая коррупционные сделки. Затем государство начинает подозревать учреждение и проводит ряд проверок, повышая усилия по мониторингу его деятельности. Но антикоррупционные меры очень дороги, и сокращение расходов на них влечет за собой возобновление коррупционной деятельности учреждения через некоторое время — после того, как к организации вернулось доверие. Потом цикл начинается заново.

Команда ученых надеется, что их анализ поможет разработать эффективные и оправданные антикоррупционные меры и послужит своеобразныем трамплином для будущих теоретико-игровых исследований этой темы.