17 мая
alex007

Изобретен новый способ захвата раковых клеток

Он поможет точнее детектировать развитие опухоли на более ранних этапах ее возникновения.

Ученые из Университета Джорджии (США) создали аппарат, который способен с максимальной эффективностью захватывать циркулирующие опухолевые клетки из кровотока пациента. Работа опубликована в журнале Lab on a Chip.

Циркулирующие опухолевые клетки (ЦОК) — клетки, которые выделяются из первичного опухолевого очага в сосудистую или лимфатическую систему человека. Они становятся причиной появления метастазов — вторичных патологических очагов. Их раннее обнаружение способствует своевременному лечению и продлению жизни пациента, но современные методы выявления выделяют малое количество ЦОК, что не позволяет поставить точный диагноз на начальных этапах развития болезни. Новый прибор, который создали специалисты из Университета Джорджии, решает эту проблему.

Их метод основан на контрасте намагниченных клеток в биосовместимых феррофлюидах и носит название «интегрированное феррогидродинамическое разделение клеток». Аппарат размером с USB-флеш-накопитель выделяет из крови человека ЦОК при помощи магнитного поля. О его принципе действия рассказал один из авторов статьи Ян Лю (Yang Liu):

«Первый этап фильтра — удаление из крови мусора, который превышает 0,05 миллиметра. На втором этапе происходит соединение магнитных шариков и лейкоцитов. На третьем осуществляется разделение ЦОК и помеченных лейкоцитов».

Схематическое отображение принципа работы аппарата / ©Lab on a Chip

Кровь пропускают через каналы, которые тоньше человеческого волоса. К ней добавляют магнитные частицы, на которые налипают лейкоциты. В таком состоянии кровь попадает в магнитное поле, держащее намагниченные лейкоциты в центре потока, а ЦОК при этом расходятся по краям и попадают в специально отведенные для них каналы. Таким образом биологи могут выделить 99 процентов циркулирующих опухолевых клеток в образце.

По словам авторов, этот метод решает проблему обнаружения различных подтипов ЦОК, которые предыдущие методы упускали. От определения подтипов зависит, какое лечение назначит врач. Более того, оно предоставляет информацию о возможном рецидиве и прогрессии заболевания. Сейчас специалисты сосредоточатся на том, чтобы сделать устройство более удобным для применения в клинике.

Недавно биологи из Федеральной политехнической школы Лозанны (Швейцария) провели эксперименты на мышах и показали, что совместная работа двух белков может остановить онкогенез.