Физики сделали поляритонный лазер из белка медузы — Naked ScienceNaked Science
22.08.2016, 05:02
Naked Science

Физики сделали поляритонный лазер из белка медузы

Международная группа ученых из Швейцарии и Германии разработала поляритонный лазер на основе зеленого флуоресцентного белка (GFP), работающий при комнатной температуре. Результаты исследования опубликованы в Science Advances.

gettyimages-516561693

Действие поляритонного лазера основано на рассеянии пар поляритонов — составных квазичастиц, возникающих при взаимодействии фотонов с экситонами. В отличие от твердотельных лазеров поляритонный требует меньших энергозатрат, поскольку не предполагает усиления света за счет вынужденного излучения. Первоначально такие лазеры работали при криогенных температурах — -73 градусах по Цельсию, это было необходимо для стабилизации экситонных состояний. При этом охлаждение делало технологию дорогостоящей и более трудоемкой в реализации.

Для повышения интенсивности флуоресценции GFPs были предварительно модифицированы. Затем белки собирались в нанометровые цилиндры, каждый из которых состоял из 11 атомных слоев. Флуоресцирующая часть молекулы при этом располагалась в центре цилиндра, что препятствовало разрушению экситонных состояний в результате столкновения друг с другом. После этого авторы сконструировали лазерный резонатор, поместив пленку с цилиндрами толщиной в 500 нанометров между двумя отражающими материалами.

По мнению ученых, такой подход позволяет создать поляритонный лазер, более совместимый с медицинскими задачами. В настоящее время GFP широко применяется как светящаяся метка в клеточной и молекулярной биологии — это соответствует ключевому назначению поляритонных лазеров. В частности, они могут использоваться для эффективных разметки раковых клеток и мониторинга клеточных изменений. Вместо нескольких цветов поляритонные лазеры помогут создать около 5 тысяч различных меток в зависимости от длин световых волн.

У 46-летнего жителя США диагностировали редкую болезнь: синдром «автоброжения».

Эта археологическая находка стала крупнейшей в Египте с XIX века.