Фото дня – 16 июня (2017)

Учёные наблюдали изгибание света массивной звездой.

2 769
Выбор редакции

Сто лет назад Альберт Эйнштейн опубликовал свою знаменитую теорию относительности. Он предположил, что все объекты физически деформируют ткань пространства, причем более крупные массы производят более выраженный эффект, а очень массивные объекты (такие как Солнце) заставляют свет двигаться по изогнутым дорожкам через пространство. Такой эффект был впервые обнаружен во время солнечного затмения 1919 года английским астрономом Артуром Эддингтоном.

Однако исследователям пришлось подождать еще столетие, чтобы получить телескоп, достаточно мощный, чтобы обнаружить это гравитационное микролинзирование, вызванное звездой вне Солнечной системы. Даже вокруг объектов с очень большими массами, таких как звезды, этот эффект очень мал, что делает такие обнаружения чрезвычайно сложными для наземных телескопов. Однако космический телескоп «Хаббл» собрал данные, составляющие этот снимок.

Яркой звездой в центре изображения является соседний белый карлик Штайн 2051B, находящийся всего в 17 световых годах от Земли. Меньшая звезда ниже расположена примерно в 5000 световых годах от нас. Астрономы наблюдали Штайн 2051B восемь раз в течение двух лет, в то время как белый карлик путешествовал впереди далекой фоновой звезды. Во время близкого выравнивания сила тяжести белого карлика сгибала свет от далекой звезды, заставляя его казаться смещенным примерно на 2 мкс от ее фактического положения. Данное отклонение настолько мало, что это эквивалентно наблюдению с расстояния в 2300 километров за обходом муравья через поверхность монеты.

2 769