В МФТИ выяснили, как сверхпроводящие вихри провоцируют «торнадо» за границей

Ученым впервые удалось создать модель, точно описывающую квантовые наведенные вихри.

8 418

Выбор редакции

Российские ученые совместно с французскими коллегами обнаружили, что характерные для сверхпроводников квантовые вихри сверхпроводяших токов — вихри Абрикосова — также возникают и в обычном несверхпроводящем металле, если он находится в хорошем контакте со сверхпроводником. Наблюдение таких вихрей — прямое доказательство наведенной квантовой когерентности. Ученым впервые удалось создать модель, точно описывающую наведенные вихри.

Эти фундаментальные результаты, опубликованные в журнале Nature Communications, позволяют лучше понимать и описывать процессы, протекающие на границе раздела двух фаз твердого тела — сверхпроводящей и нормальной, — а это важно для создания элементов будущих квантовых технологий.

В МФТИ выяснили, как сверхпроводящие вихри провоцируют «торнадо» за границей

Рисунок 1. Квантовый вихрь на границе сверхпроводник (Nb) — нормальный металл (Cu) / Елена Хавина (пресс-служба МФТИ), по материалам авторов статьи

Сверхпроводники, в которых при охлаждении полностью исчезает электрическое сопротивление, сегодня активно используются при создании особо мощных электромагнитов для томографов и ускорителей, в опытных ЛЭП и поездах на магнитном подвесе, а также в качестве сверхчувствительных датчиков, но это лишь часть применений, объясняющих важность всеобъемлющего понимания физики сверхпроводимости. Макроскопичность квантовых свойств сверхпроводников позволяет создавать так называемые искусственные атомы или кубиты — основу будущих квантовых вычислительных систем. Развитие такой квантовой электроники невозможно без создания точного математического аппарата, способного рассчитывать протекающие микроскопические процессы как в самом сверхпроводнике, так и в системах, где сверхпроводник контактирует с другими материалами, поэтому систему «сверхпроводник/нормальный металл» активно изучают как прообраз многих иных, более сложных, систем.

Хорошо известно, что контакт нормального металла со сверхпроводником сильно меняет свойства обоих материалов в сравнительно толстом, по меркам микромира, слое — на глубине до нескольких сотен нанометров. Металл обретает «сверхпроводящие» свойства, например способность пропускать ток без сопротивления. «Но могут ли в таком металле существовать квантовые вихри, как в сверхпроводниках? Как ведет себя такой электронный вихрь? Что влияет на его характеристики?» — на эти вопросы, перечисленные в новой статье, и искали ответ исследователи.

Василий Столяров, заместитель руководителя лаборатории топологических квантовых явлений в сверхпроводящих системах МФТИ, комментирует: «Для того чтобы решить сложную экспериментальную задачу, ее сначала нужно максимально упростить, то есть найти простую модель, опираясь на которую, можно будет описать более сложное поведение. Основным результатом нашего исследования является то, что мы с высокой точностью показали, как ведет себя вихрь токов, индуцированных в слое нормального металла.

В МФТИ выяснили, как сверхпроводящие вихри провоцируют «торнадо» за границей
Рисунок 2. 3D-схема СТМ-эксперимента (H — направление внешнего магнитного поля, ϕ — фаза сверхпроводящей волновой функции, ? — исследуемая область) / Елена Хавина (пресс-служба МФТИ), по материалам авторов статьи

Для этого мы нашли способ, как правильно приготовить образец, да так, чтобы можно было его еще и смоделировать. Оказалось, что наша теоретическая модель, основанная на уравнении Узаделя, с большой точностью самосогласованно описывает процессы, протекающие на границе сверхпроводник/нормальный металл, и учитывает влияние циркулирующих экранирующих токов, а значит, ее можно смело использовать на практике. Кроме того, исследования помогли глубже понять физический смысл некоторых параметров уравнения Узаделя».

Используя сканирующий туннельный микроскоп, работающий при сверхнизких температурах, ученые получили спектральные нанокарты распределения «нормальных» и «сверхпроводящих» электронов на поверхности пленки металла, которая предварительно была нанесена на сверхпроводник. Эти карты и доказали наличие в металле наведенных квантовых вихрей, похожих на вихри Абрикосова в сверхпроводниках.

«Эксперименты стали возможны благодаря прогрессу в области сканирующей туннельной микроскопи, — пояснил Василий Столяров. — Это позволило уверенно работать при сверхнизких температурах и в условиях сверхвысокого вакуума (10-11 мбар). Такие условия сохраняют поверхность атомно-чистой достаточно долгое время, а также позволяют работать при температурах, которые ниже критической температуры сверхпроводящего перехода исследуемых объектов. Такой микроскоп есть и в МФТИ, в нашей лаборатории».

Результаты эксперимента согласуются с компьютерным моделированием, которое также продемонстрировало появление вихрей в металле именно над теми местами, где сформировался вихрь в сверхпроводнике. Кроме того, исследователи проследили за поведением таких вихрей при изменении температуры, толщины пленки нормального металла и для разных значений внешнего магнитного поля, что позволило получить более детальное представление об этом явлении.

Работа сотрудников лаборатории топологических квантовых явлений в сверхпроводящих системах МФТИ выполнялась с привлечением ресурсов различных организаций: Института физики твердого тела РАН, Института ядерной физики им. А. В. Скобельцына, МИСиС, МГУ, Казанского федерального университета, Института нанотехнологий (Нидерланды), Парижского института нанонаук Университета Сорбонны (Франция), Высшей школы индустриальной физики и химии Парижа Университета PSL (Франция).

Работа выполнена при поддержке Национального агентства по исследованию ANR Франции, Министерства образования и науки РФ, а также РНФ и РФФИ.

Московский физико-технический институт (МФТИ). Блог о последних научных открытиях ученых МФТИ и других российских вузов и исследовательских центров в различных областях науки, от астрофизики до генной инженерии.
8 418
Аватар пользователя Farid Valitov
Подобные схемы с "дрессированными" вирусами возможны...
Аватар пользователя Anonymous
Облетел систему нашу собрал данные и свали...
Аватар пользователя Anonymous
19 нояб
Может, для существ из пятого измерения, для которых...

Уважаемые редакторы!
Пожалуйста, не делайте голословных заявлений типа:
"Ученым *впервые* удалось создать модель, точно описывающую наведенные вихри."

Работы на эту тему ведутся уже довольно давно и точное микроскопическое описание было дано уже в работах Николая Борисовича Копнина 2013 года (Physical Review Letters, ЖЭТФ; вторая статья цитируется героями этой заметки).
Если пишете о чём-то, учитывайте, что научное сообщество не является вакуумом.