Ученые выяснили влияние наночастиц на клетки организмов

Исследователи Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) в составе международной группы определили механизм воздействия наночастиц на клетки и иммунную систему живых организмов.

Исследователи пришли к выводу, что ключевым в этих процессах является взаимодействие наночастиц с экстацеллюлярным матриксом — внешней оболочкой клеток. Обзорное исследование объединило результаты более 130 работ нанотоксикологов со всего мира и опубликовано в международном научном журнале Particle and Fibre Toxicology.

Как объяснил участник исследования, проректор по научной работе ДВФУ Кирилл Голохваст, из-за динамичного внедрения нанотехнологий практически во все сферы жизни человека, особенно важно знать, какое влияние наночастицы оказывают на живые организмы. В данном случае ученые впервые в мировой практике обобщили опыт многочисленных исследований и представили единый взгляд на взаимодействие клетки и наночастиц.

Ученые выяснили влияние наночастиц на клетки организмов

«Есть большое количество работ на эту тему, но в них практически никак не отражена комплексная роль экстацеллюлярного матрикса. Это внешний защитный слой из молекул, через который клетка взаимодействует с окружающей средой, — рассказал Кирилл Голохваст. — В нашей статье мы исследовали взаимодействие наночастиц с конкретными компонентами экстацеллюлярного матрикса, выделили и рассмотрели действие каждого основного элемента — разных типов коллагена, металлопротеаза и других».

Кирилл Голохваст отмечает, что нанотоксикология активно развивается с начала 2000-х годов, но до сих пор нет общей модели взаимодействия наночастиц с живыми организмами с учетом экстацеллюлярного матрикса. Опубликованная статья — важный шаг в решении этой научной проблемы и понимания основных процессов в нанотоксикологии.

ДВФУ — один из крупнейших вузов на Дальнем Востоке России, академический форпост страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Аватар пользователя Ололоша Ололошович