Телематика: от авто до велосипеда

Телематика – направление относительно молодое, но на мировой бизнес-арене одно из популярнейших. В России это слово в ходу, как правило, у технарей или гуру телекоммуникаций. Простые смертные, достаточно настрадавшиеся от внедрения в их жизнь добровольно-принудительных инновационных «штучек», попросту боятся лишиться частной жизни и трактуют понятие на свой лад. Разбираемся что к чему.

1 870

Термин «телематика» (от французского télématique) впервые был использован в 1978 году в книге, ставшей бестселлером. Авторы Саймон Нора и Алан Минк посвятили свою работу надвигающейся на планету индустриальной революции или компьютеризации общества. Название, собственно, говорит само за себя – The Computerization of Society.
Слияние двух наук – telecommunications (телекоммуникации) и informatique (информатики) – позволило родиться новой науке, объединяющей в себе главные тенденции развивающегося общества.

 

Так что же это такое?

 

Телематика – это удаленный сбор данных с подключенных устройств, обработка информации и последующее ее отображение в различных интерфейсах. Телематика – своего рода «умный» конструктор, составные части которого свободно интегрируются как друг в друга, так и в существующую инфраструктуру.
Пока у вас не закружилась голова, объясню на пальцах.

 

Представьте, что вы государство и ваша задача  обеспечить безопасность граждан. У вас условно 100 автобусов и, чтобы контролировать аварийность, вы ставите на каждый из них некую черную коробочку, которая подключается к общегородской инфраструктуре, что-то там подсчитывает и выводит информацию на экран в удобоваримом виде. Вам как государству важно получать данные о том, где, когда, какой силы и почему произошла та или иная авария. Поэтому для вас информация отображается ровно в том виде, каком вы и запрашивали. Другие цифры и показатели в данном случае не так принципиальны. Благодаря накопленной статистике вы получаете бонус в виде возможности предотвращать ДТП!

 

Теперь представьте, что вы генеральный директор компании-перевозчика. В вашем распоряжении те же 100 автобусов с уже установленными черными коробочками, интегрированными в городскую инфраструктуру. Вам как руководителю важно, чтобы водители не нарушали ПДД, придерживались графика, маршрута следования и не сливали казенное топливо себе в карман. Система обрабатывает нужную конкретно вам информацию и реализует в диспетчерском интерфейсе.

 

Третий, но далеко не последний уровень информации, – это интерфейс для пользователей. Когда мы стоим на остановке, нам важно понимать, когда подъедет нужный автобус, сколько он будет находиться в пути и какие остановки проезжает. Вся необходимая информация проходит обработку и отображается на вашем смартфоне.

 

Одни и те же автобусы, одна и та же система, и даже информация по сути одинаковая. Однако у каждой целевой группы свои запросы, а это значит, что обрабатывать и отображать ее в каждом случае нужно по-разному.

 

Сегодня телематика «повзрослела» и разделилась на несколько структурных частей.

 

Телематика для авто

В России под телематикой для автомобиля чаще всего подразумевают «умное» страхование (например Pay-As-You-Drive/ Плати Как Ездишь). Это один из механизмов получения скидок в страховой компании. Чем аккуратнее ездишь, тем больше скидка.

 

Однако есть и расширенные сервисы, включающие системы защиты автомобиля от повреждения и угона. Так, например, вы подключаете к автомобилю дополнительные датчики (открытия двери, топлива, контроля зажигания, удара), которые непрерывно передают диспетчеру сигнал о текущем состоянии машины. Если среди ночи на крышу вашего автомобиля упал, скажем, Карлсон, то датчик удара оповестит о случившемся диспетчера, который немедленно позвонит вам.

 

Телематика для дронов

Выгоду использования дронов, и не только для доставки пиццы на дом, доказали сотни проведенных экспериментов.

 

Власти некоторых стран к летающим помощникам отнеслись серьезнее и начали использовать их для мониторинга пробок и ДТП в городах. В случае с ДТП дрон первым прибывает на место происшествия, делает необходимые снимки и отправляет их службам спасения.

 

Итальянская компания Octo Telematics  мировой лидер в области страховой телематики  одна из первых предложила страховать дроны и давать скидку на страховой полис за бережное обращение с устройством.

 

Телематика для квартир

Та же компания реализует выгодное предложение для «умного» дома. Своеобразное КАСКО для квартир. Чем внимательнее вы заботитесь о доме (выключателях газа, электричества, воды и т. д.), тем меньше вероятность того, что из-за вашей беспечности в квартире случится потоп и вздуется пол. Установка данной системы предоставляет скидку на страховку дома или квартиры.

 

Кроме того, здесь, как и в случае с авто, предусмотрены сервисы для предотвращения нападения на жилье. К системе подключаются охранные датчики, информация с которых, объединяясь с общей системой «умный» дом, передается диспетчеру.

 

Телематика для мотоциклов

Схема работы такая же, как у «умного» страхования для автомобилей. На байк или скутер устанавливается небольшое устройство, фиксирующее повороты, нажатие газа, стиль вождения. Данные о характере и частоте ускорения и торможения передаются в страховую компанию, на основе которых выставляется скидка на страховку.

И даже для велосипедов

Миниатюрное телематическое устройство крепится на велосипед и благодаря встроенному GPS-трекеру позволяет мониторить передвижение велосипеда. На своем компьютере или смартфоне вы можете заблокировать велосипед, а также получать уведомления, если велосипед выехал из предустановленной геозоны. 

 

Кроме того, стало возможным делиться с друзьями своими цифрами о пробеге, скорости, а при попадании в аварию, устройство уведомляет об этом выбранных пользователей из контакт-листа. 

 

1 870

Подпишись на нашу рассылку лучших статей и получи журнал бесплатно!

Комментарии

Plain text

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <br> <iframe> <embed> <br/>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Comment text

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <br> <br/>

Быстрый вход

или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии