SETI: в поисках «нормальности»

Почему нам сегодня так нужны инопланетяне? Продолжаем обсуждать научно-фантастические идеи и их практическое значение.

Тема поиска внеземного разума (SETI) в той или иной форме присутствует в современном научном сообществе в качестве достаточно строгой и формальной задачи. При этом она неизменно сталкивается с достаточно жесткой критикой по поводу конечных результатов – особенно, если речь идет не о возможностях устойчивой двухсторонней связи с широким обменом данными, а всего лишь (в наиболее корректной постановке) об обнаружении предположительных признаков целенаправленной деятельности на значительном расстоянии, исключающем осмысленный обмен сигналами за реальное время.

При такой ситуации, казалось бы, тема должна была быть давно закрыта. Тем не менее, она демонстрирует удивительную живучесть, при том, что можно считать практически подтвержденным отсутствие признаков разумной жизни на планетах и спутниках Солнечной системы и у ближайших звезд (исключая ненулевую вероятность пролета чужих транзитных зондов типа «Вояджер»). Разделяет стойкий интерес к ней и автор, на компьютере которого в момент написания в известном пакете SETI@home в очередной раз (и, видимо, с теми же результатами) просчитывается очередная точка, снятая на радиотелескопе.

В то же время, фоном является значительный массовый интерес к теме в масс-культуре  в виде потока всевозможной информации о «гуманоидах» из «летающих тарелок», популярность  тематических фильмов и сериалов с актерами в резиновых масках инопланетян (навскидку можно вспомнить «Вавилон-5», «Звездные врата» и другие подобные), «картонные» сюжеты и персонажи которых совершенно не объясняют подобного внимания. Одновременно кажется удивительным ажиотажный интерес взрослых рациональных людей к квазисказочной литературе и кинопродукции про эльфов, гномов и прочие экзотические  «народы Средиземья», живущие и действующие вместе с людьми в вымышленных мирах, а наряду со сведениями о «гуманоидах» - сведения о столь же неуловимом «снежном человеке». Наконец, в последние годы растет вполне адекватный научный интерес к интеллектуальным способностями приматов и других животных, их целенаправленной орудийной деятельности и передаваемых обучением «культурных» (?) традициях.

В качестве рабочей гипотезы, можно предположить, что все эти явления являются проявлением некоторой иррациональной, базовой потребности человека, некогда бывшей жизненно необходимой.

Здесь стоит обратиться к работам ученого-эволюциониста Эдварда Уилсона (Edward O. Wilson). В известной книге «Хозяева Земли. Социальное завоевание планеты человечеством» (русское издание: СПб., Питер, 2014 г.) он отмечает:

«Исследования показали, что если у людей есть возможность выбирать расположение своего дома и офиса, то они независимо от национальности и культуры предпочитают места, где сочетаются три особенности, хорошо знакомые на интуитивном уровне ландшафтным дизайнерам и агентам по недвижимости: место должно находиться на возвышении, откуда открывается вид вниз; пейзаж должен быть открытым, похожим на саванну, с разбросанными по ней рощицами и отдельными деревьями, и, наконец, рядом должен быть водоем – река, озеро или океан. И даже если эти пейзажные элементы имеют чисто эстетическое значение и не несут никакой практической пользы, за недвижимость с таким видом покупатели готовы заплатить любую доступную цену.

Другими словами, люди предпочитают окружающую среду, напоминающую африканскую – в которой миллионы лет протекало становление нашего вида. Они инстинктивно тянутся к саванному редколесью, откуда они, чувствуя себя в безопасности, могут созерцать надежные источники пищи и воды.
В такой тяге к определенным местам, если рассматривать ее как биологическое явление, нет ничего странного. Инстинкт влечет все мобильные виды животных к местообитаниям, где шансы на выживание и размножение максимальны. Нас не должно удивлять, что сейчас, спустя относительно короткое время после начала неолита, человечество все еще ощущает остатки этой древней потребности».

Отсюда можно найти и объяснение поставленной проблемы. Только со времени (предположительно) позднего неолита вид Homo sapiens находился на Земле в одиночестве (да и то, возможно, в это время доживали свой век последние флоренсийские «хоббиты»). До того люди современного типа более или менее успешно сосуществовали и коэволюционировали с самыми настоящими другими цивилизациями. Последние исследования (в частности, Денисовой пещеры и окрестностей) приводят к совершенно удивительным выводам (подробнее – «По следам денисовского человека», В мире науки, октябрь 2016, №10). Только на территории нашей страны, на Алтае, 40-50 тысяч лет назад рядом существовали три независимые, но высокоразвитые (по меркам каменного века) цивилизации трех отдельных биологических видов – людей современного типа, неандертальская и денисовская – способные производить достаточно сложные артефакты. Очевидно, в таких условиях среди людей наилучшие шансы для выживания имели  наиболее контактные – способные избегать масштабных конфликтов с «иновидянами» и при этом по возможности заимствовать их технологические и культурные достижения. Судя по наличию у современных евразийцев 2-4% генома неандертальцев, а у коренного населения Южного полушария 3-6% генома денисовцев, такие контакты могли заходить достаточно далеко (в условиях палеолита потомки разных человеческих видов, как и прочие дети, имели ненулевые шансы выжить, вырасти, найти пару и оставить собственных потомков лишь в том случае, если находились под защитой всего сообщества, т.е. взаимоотношения родителей были социально одобряемы).

По разным, до конца не установленным причинам, к началу неолита иные человечества практически исчезли. Но эволюционные процессы инертны, и спустя несколько тысячелетий их отсутствие вызывает «фантомные боли» в виде «гуманоидов», «снежного человека» и сказок о браках с эльфийскими принцессами.

Таким образом, достоверное наличие других форм разумной жизни является биологической потребностью человечества, «нормальностью», обусловленной эволюционными причинами. Возможно, подобная потребность будет удовлетворена в ходе работ по созданию полнофункционального искусственного интеллекта (ИИ), хотя сама реализуемость этой задачи все еще находится под вопросом. Другим вариантом может быть создание искусственных разумных биологических видов  наподобие космических «мишек  Барни» (на базе человеческого или иного генома) методами генной инженерии и и молодой, но делающей удивительные успехи синтетической биологии, адаптированных к природным условиям других планет и спутников, в ходе освоения Солнечной системы. Этот вариант тоже далеко не очевиден.

На настоящее время SETI – поиск инопланетных цивилизаций – является наиболее адекватным, научно обоснованным путем современного человечества к возвращению «нормальности», удовлетворению потребности в существовании других. Так что пожелайте успехов исследователям, работающим в этой сфере. И не забудьте запустить на своем компьютере SETI@home!

Подпишись на нашу рассылку лучших статей за неделю.

Загрузка...