Разработанное в МГУ вещество замедлит старение

В МГУ предприняты попытки замедлить старение при помощи искусственного антиоксиданта SkQ1, адресованного в митохондрии. Если исследования окажутся успешными, «лекарство от старости» может появиться в аптеках уже через пару лет.

В международном журнале Aging, издающемся в США, была опубликована статья российских и шведских исследователей, посвященная изучению процессов старения организма. Работа проводилась учеными Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова совместно с коллегами из Стокгольмского университета.

Целью исследователей было изучение роли внутриклеточных энергетических станций – митохондрий – в процессе старения организма. Также, что особенно важно, была предпринята попытка замедлить процесс старения при помощи специального вещества – искусственного антиоксиданта SkQ1, адресованного в митохондрии. Это вещество было разработано несколько лет назад в МГУ.

В работе была использована специальная линия генетически модифицированных лабораторных мышей, полученных в Швеции. В геном этих животных была внесена мутация, которая повышает скорость накопления случайных изменений в митохондриях. Это становится причиной ускоренного старения и ранней смерти таких мышей, которые не доживают и до года, в то время как обычные мыши живут более 2 лет.  Что особенно важно, дефект приводит к ускоренному развитию сразу многих признаков старения, а это, в свою очередь, является главной проблемой таких мышей.

После достижения возраста 100 дней опытная группа животных начала получать с питьевой водой небольшие (около 12 микрограммов на одну особь в день) дозы вещества SkQ1. По замыслу ученых препарат должен был защищать клетки мышей от главного «побочного» продукта, вырабатываемого поврежденными митохондриями, – активных форм кислорода. Контрольная же группа получала обычную воду.

Начиная с возраста 200250 дней различия между животными двух групп стали очевидными. Контрольная группа, как и положено, стремительно старела. Животные теряли вес, у них снижалась температура, развивались старческая «горбатость», или кифоз (последствие остеопороза) и облысение, истончалась кожа, у самок нарушилась регулярность половых циклов, снизились подвижность и потребление кислорода. Все эти типичные признаки старения в группе, получавшей SkQ1, развивались гораздо медленнее, а некоторые так и не проявились. В результате постоянный прием SkQ1 с питьевой водой существенно и достоверно увеличил продолжительность жизни подопытных и, что еще более важно, длительность периода здоровой жизни (англ. health span) стареющих животных.

Комментарий декана факультета биоинженерии и биоинфоматики МГУ имени М. В. Ломоносова, академика Владимира Скулачева:
«Эта работа значима как с теоретической, так и с практической точки зрения. С одной стороны, она демонстрирует ключевую роль активных форм кислорода, вырабатываемых митохондриями, в старении организма млекопитающих, а с другой стороны, благодаря ей открывается путь к лечению старения антиоксидантами, специфически нацеленными в митохондрии. Дополнительную весомость проделанной работе придает участие в авторском коллективе известнейшего биохимика Швеции, президента Шведской королевской академии наук, профессора Барбары Кэннон».

Проект академика Скулачева включает разработку серии лекарственных препаратов с SkQ1 в качестве действующего вещества. Первый такой препарат – глазные капли «Визомитин»  уже зарегистрирован в России, налажено его производство. Другое перспективное лекарство – раствор SkQ1 для приема внутрь  сейчас проходит клинические исследования. В случае успеха данных исследований, «лекарство от старости» может появиться в аптеках уже через 23 года.