Пять тезисов про стыд

Стыд часто путают с другими явлениями психики — виной, стеснением, робостью, раскаянием. Поэтому наша задача — не только различать эти чувства, но и уметь обращаться с ними, находить в них источник творческого осмысления себя и мира. Нам предстоит понять, что же такое стыд и как он возникает?

8 727

Выбор редакции

Стыд — явление социальное

 

Стыд относится к воображаемому регистру психических явлений. Для невротиков он всегда связан с отношениями между Я и Другим, в глазах которого тот или иной поступок является стыдным, то есть не соответствующим идеалу. Когда хотят кого-то пристыдить, всегда апеллируют к этой инстанции другого: «А что если бы тебя сейчас увидели твои родители?», «Посмотри на свое поведение со стороны», «В глазах приличного общества это недопустимо» и т. п. Шизофреники, у которых нет коллективного фантазма и образа собственного Я, никакого стыда не испытывают и могут, например, совершенно спокойно говорить на публику о самых интимных вещах. По этой причине для них был разработан метод групповой психотерапии.

 

Зигмунд Фрейд отмечает, что при меланхолии (не путать с депрессией; состояние меланхолии отличается глубокой страдальческой удрученностью, исчезновением интереса к внешнему миру, потерей способности любить, задержкой всякой деятельности и понижением самочувствия, выражающихся в упреках и оскорблениях в собственный адрес, — NS) человек теряет стыд, поскольку вообще лишается собственного Я. То есть для стыда необходимо отношение Я–другой, если его по каким-то причинам нет, то и о стыде не может быть и речи. Вопрос, который касается нас не в последнюю очередь: если вам нужно изобразить стыд на картине или в кино, как вы покажете эти отношения Я–другой? Всегда должен присутствовать некто, с которым субъект стыда находится в отношениях.

 

Пять тезисов про стыд

 

 

"Стыдно, когда видно"

 

Вторым условием возникновения стыда является взгляд. Нам стыдно, если на нас смотрят там, где мы этого не ждем или не хотим, когда взгляд другого застает нас врасплох, оголяет, дезавуирует. Нам бывает стыдно предстать перед кем-то в неприглядном виде: «Стыдно, когда видно», как говорит детская пословица.

 

Для эксгибиционистов же, напротив, это заставание врасплох и разрушение привычного образа становится условием наслаждения. Поэтому эксгибиционист и демонстрирует то, что в его фантазме должно быть стыдно для всех окружающих. Он представляет себе, что неожиданный вид его гениталий должен засмущать или застыдить окружающих. То есть его желание тоже поддерживается фантазмом о стыде, как и у невротика, с той лишь разницей, что невротику стыдно, когда видно, а перверту (перверсией в обыденном смысле называют любое сексуальное поведение, считающееся в данном обществе отклонением от принятых норм, — NS) — наслаждение, когда видно.

 

Пожалуй, самый известный образ стыда в живописи – «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. Обратите внимание на взгляд героини: несмотря на то, что она стеснительно прикрывает свои интимные места, взгляд ее обращен прямо на нас. Она не тупит взор, а, напротив, глядит прямо нам в глаза, словно вопрошая: «Кто я для тебя? Как ты на меня смотришь? – Оцениваешь или осуждаешь? Вожделеешь или жалеешь? Чего ты хочешь?» Это прямой диалог с субъектом желания, которого она предполагает в своем зрителе. Вот идеальный пример стыда, транслируемого через взгляд.

 

Знание рождает стыд

 

Вспомним один из первых примеров стыда в истории цивилизации. Адам и Ева в раю были наги, но не стыдились этого. Лишь вкусив с древа познания, они обнаружили свою наготу и, устыдившись, сшили смоковные листья и сделали себе опоясание. На призыв Бога, Адам отвечает: «Голос Твой услышал я в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» [Быт 3:10]. Адам и Ева не испытывали стыда, хотя были наги изначально, потому что не имели знания и не владели взглядом, они буквально не видели, что наги, и не ведали, что нагота — это стыдно. Итак, первое знание в иудео-христианской культуре связано со стыдом. Знание рождает стыд, много знать — стыдно. О чем говорит нам эта библейская притча? Во-первых, о том, что только вкусив с древа познания, Адам и Ева прозрели и обрели знание и умение видеть, и таким образом открыли для себя стыд. Умножая познания, мы умножаем стыд.

 

Во-вторых, стыд возникает у нас всегда пост-фактум, мы испытываем это чувство за уже совершенные поступки и события прошлого, переоцененные со временем. Нам может быть стыдно за то, что мы сделали только что, в недалеком прошлом, но никогда нам не бывает стыдно за будущее. Иногда понятием «стыдливость» называется такое опасение совершать действие в будущем, за которое потом будет стыдно. Но опять же станет стыдно пост-фактум за событие прошлого. Это своего рода future in the past, в любом случае оценка исходит из настоящего в прошлое.

 

Как изобразить на холсте или в кадре этот эффект последействия? Во-первых, вам нужно показать отчужденный взгляд, который захватывает человека врасплох, взгляд со стороны, который приводит человека в смущение и заставляет его стыдиться. Во-вторых, вам необходимо показать этот эффект последействия, переоценку человеком своего прошлого, взгляд из настоящего в минувшее. Например, посмотрите, как взаимодействует со взглядом другого, переоценивая свое прошлое, кающаяся Мария Магдалина Тициана, и как она взаимодействует с нами, скрывая и стыдясь своего тела.

 

Альбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер "Адам и Ева", 1507 год

 

Причина стыда — потеря идеала

 

Знаменитый французский психоаналитик Жак Лакан говорит нам, что «причина стыда — внезапная потеря поддержки идеала-я». То есть речь идет не о нарциссическом промахе, который выставляет меня не в лучшем свете, а о кризисе моего идеального представления о самом себе. Страдает не мой имидж, а тот образ, каким я хотел бы быть в идеале. При стыде Я как раз выпадает из идеала и не может интегрироваться с ним. Лакан связывает стыд с обесцениванием образа собственного Я, которое соединяется с отбросом. Когда тело перестает быть признано Другим.

 

Дмитрий Ольшанский

Дмитрий Ольшанский

 

Чтобы изобразить стыд, художнику необходимо поймать момент этой внезапной потери собственного Я, которое выпадает из идеала, когда тело встречается со своим объектом-а (отбросами, выделениями, экскрементами). Для невротиков, например, почти всегда стыден акт дефекации, ставший достоянием общественности.

 

Пример выпадения собственного Я из идеала дает нам фильм «Стыд» (2011) Стива Маккуина, главный герой которого как раз не может вписать себя в сексуальную первосцену, происходящую между родительскими фигурами. Его Я буквально отказано в доступе к этой идеальной сцене, которую герой не может воссоздать в реальности и занять в ней место одного из действующих лиц.

 

Не стыдно быть виноватым

 

Стыд часто путают с виной. В чем принципиальная разница между ними? Стыд — это чувство объектное, мне стыдно за то, что я для кого-то стал объектом оценки, меня застали врасплох, меня оценили, я становлюсь объектом для кого-то, Другой отказывает моему Я в доступе к идеалу. Тогда как вина — чувство субъекта за совершенное действие или желание действия. Фрейд четко различает их, относя стыд к кризису идеал-я, а вину — к конфликту в Сверх-я (Сверх-я — один из трех компонентов — наряду с Я и Оно — психики человека, согласно психоанализу; Сверх-я отвечает за моральные, религиозные установки поведения, нормы и запреты, формируется в процессе воспитания, — NS) то есть конфликту символического порядка. 

Психоаналитик
8 727

Комментарии
Аватар пользователя Николай Брилёв
1 ч
Вы серьёзно? "Создано 4 нейрона". Худшей рекламы...
Аватар пользователя Ilya Rudakov
4 ч
Я один заметил что 26 км/сек ни разу ни третья...
Аватар пользователя Ilya Rudakov
4 ч
Клинтон троцкистка??? Она за мировую социалистическую...

Колумнисты

Физтех
56Статей
Discovery Channel
20Статей
Сколтех
12Статей
СО РАН
5Статей
Комментарии
Аватар пользователя Alexandr Valiulin
Мне кажется, некоторые суждения, что здесь описаны, слишком однобоки и относятся только к тем "нормам" морали, что приняты в определённый момент культурного развития. Часть событий в Библии (те же Адам и Ева) не имеют какого-то исторического воплощения (в смысле не было их), поэтому сама история и детали в ней базируются, в первую очередь, на морали писавшего. Кроме того большое количество деталей были изменены в процессе переписывания и перепечатывания за все эти чуть более полутора сотен лет.
Точно так же и про "стыдно, когда видно". Аппелируя к эксгибиционизму нужно понимать, что это сильно зависит от культурной среды. Одежда была в первую очередь создана для сохранения тепла, а не какого-то ощущения собственной наготы и, как следствие, какого-то субъективного стеснения.
Согласен, что примеры с наготой показательны, но они, повторюсь, слишком однобоки.

Быстрый вход

или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите Отправить ошибку