Психология победы Дональда Трампа

Для многих победа Дональда Трампа на президентских выборах в США стала сенсацией, хотя ничего удивительного в ней нет, даже напротив: принимая в расчет использованные психологические технологии, победа эта вполне закономерна и предсказуема. Разыграно все как по нотам.

7 808

Победа Трампа довольно условна: большинство населения США все-таки проголосовало за Хиллари Клинтон, а победа Трампа состоялась только благодаря двухступенчатой системе выборов. Равно как и в России, где на последних выборах победила «Единая Россия», хотя фактически ее поддерживает не более 15% населения. Также и Трамп одержал победу благодаря избирательной системе.

 

Во-вторых, нужно понимать, что любой выбор совершается из ограниченного числа кандидатур. В выборе «Трамп или Клинтон» игра складывается совершенно иначе, чем в выборе «Трамп или Сандерс». Сыграть на противопоставлении с госсекретарем, которая вела себя уже как победитель и как президент, было несложно. А между тем американцы никогда не любили богатеев, и ни разу прежде толстосум не становился президентом США, хотя такие амбиции в разное время были и у Ротшильдов, и у Рокфеллеров, но все их политические инициативы провалились. Трамп ничуть не лучше их, просто он сумел сыграть на противопоставлении с Клинтон. И он отлично понимает, что избиратель голосовал не столько за него, сколько против зажравшегося истеблишмента.

 

В-третьих, существует и ряд психологических факторов, которые команда Трампа разыграла отлично. Фрейд доказал нам, что психика человека консервативна и на перемены мы решаемся только в острых кризисных ситуациях, когда оставить все как было уже нельзя ни при каких обстоятельствах.   

 

1. При всей радикальности риторики идеология Трампа абсолютно консервативна. Его главный лозунг – «Вернем Америке былое величие». То есть вернемся назад в светлое прошлое, возродим прежние времена, не надо изобретать велосипед, самое хорошее уже было в прошлом. «Назад в детство»  беспроигрышный лозунг во всех странах и во все времена.

 

2. Трамп всегда апеллирует к инфантильным и примитивным чувствам – похоти, ненависти, страху, ксенофобии. Второй беспроигрышный ход: влечения всегда сильнее мозга. Большинство людей хотят спариваться с теми, кто им нравится. «А я даже не спрашиваю их согласия», – говорит Трамп. Большинство людей с опаской или неприязнью относятся к инородным культурам. «А я отгорожусь от них стеной»,  говорит Трамп. Большинство людей не любят власть и контроль над собой. «А я вообще не плачу налоги»,  говорит Трамп. То есть он создает образ такого человека, который реализует все свои желания, не обращая внимания на запреты, ограничения и условности культуры  этакий первобытный вожак орды. Это бессознательно заставляет отождествляться с ним, вызывая одновременно и восхищение, и ужас, и идентификацию, и отвращение. Все эти механизмы также описаны Фрейдом в «Массовой психологии». Трамп создает инфантильную зону комфорта  безопасность, сытость, изобилие и никаких законов. Не надо подавлять ни похоть, ни агрессию, не надо казаться умником, не надо никому пытаться понравиться  второй беспроигрышный психологический ход. 

 

3. Наконец, третий психологический прием, использованный Трампом, называется «мальчиш-плохиш». Вспомните, как звали самого главного хулигана в вашей школе. А теперь вспомните, как звали круглого отличника. С высокой долей вероятности «мальчиш-плохиш» запоминается лучше, притягивает больше внимания и легче становится лидером общественного мнения. Здесь Трампу и стараться особо не надо было: на фоне отличницы и паиньки Клинтон, которая даже мужа за измену простила, на фоне этого ангела милосердия и толерантности стать плохим парнем, которого все обсуждают, было несложно. В спарринге с каким-нибудь другим оппозиционером Трампу было бы непросто. Так что гиперпозитивный образ Клинтон в данном случае играл против нее, слишком хороших девочек избиратель не любит.

 

Как бы там ни было, предвыборный образ – это чистый продукт масс-медиа и предвыборных технологий. Каким будет президент Трамп, нам совершенно неизвестно. 

 

 

Читайте более развернутую статью о победе Трампа с психологической точки зрения в свежем номере журнала Naked Sceince. Номер увидит свет в конце месяца. 

 

7 808

Подпишись на нашу рассылку лучших статей за неделю.

Загрузка...
Загрузка...

Колумнисты

Комментарии

Когда побеждает нужный кандидат - это "волеизъявление народа", а когда не нужный - "психологические технологии"? Давайте не будем "ля-ля"... то есть использовать двойные стандарты. Всё это напоминает анекдот про ёжика, который шёл по лесу и занимался аутотренингом: "я не хочу какать, я не хочу какать, я не обкакался"... извините.

Нашёл две ошибки в тексте во втором и третьем пункте. Вместо "Фрейд" написано "Фройд", вместо же "Мальчиш-плохиш" написано "Мальчиш-плохош".

Аватар пользователя Руслан Зораб

Спасибо, корректор проверяет статьи из колонки позже чуть основных статей.

Plain text

  • Разрешённые HTML-теги: <br/>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.

Быстрый вход

или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии