Прогноз погоды: 80 лет на телеэкранах

Восемьдесят лет назад 11 ноября 1936 года был показан первый телевизионный прогноз погоды. За прошедшие десятилетия этот жанр сильно изменился. Сегодня в нем используется большинство достижений как телеиндустрии, так и метеорологической науки, и многие из нас предпочитают узнавать прогноз погоды из...

1 987
Родоначальником новой рубрики стала британская компания «Би-би-си», которая первой передала на телевизионные экраны карту погоды с текстовыми пояснениями. Это был своего рода эксперимент, так как телезрителей в Великобритании можно было практически пересчитать по пальцам. Да и точность прогнозов была в то время не очень высокой. В годы Второй мировой войны синоптические карты на время исчезли с экранов, их показ возобновился только в 1949 году.

В Соединенных Штатах первыми прогноз погоды увидели несколько тысяч жителей Нью-Йорка в 1941 году. Его оживляла рисованная кучерявая овечка Wooly Lamb, напевавшая незамысловатый стишок:
 
Что будет завтра, снег иль дождь,
На небо глядя, не поймешь.
Но я, барашек-меринос,
Вам точный сообщу прогноз.
 
("It's hot. It's cold. It's rain. It's fair. It's all mixed up together.
But I, as Botany's Woolly Lamb, predict tomorrow's weather.")
 
Вслед за этой заставкой появлялся текст прогноза погоды. Но такой формат вряд ли мог набрать особую популярность, ведь читать прогноз на телеэкране неудобно и скучно.

Настоящую революцию произвело появление на экране ведущего-метеоролога, рассказывающего о погоде. Это случилось практически одновременно в нескольких странах в начале 50-х годов. На первый эфир в телевизионную студию «Би-би-си» 11 января 1954 года, вооружившись карандашом и циркулем, явился профессиональный прогнозист Met Office Джордж Коулинг. Зрители увидели высокого молодого человека в строгом костюме, который не зачитывал официальную сводку, а говорил с ними простым живым языком.



 «Нас попросили немного оживить выступление, и я сказал, что на следующий день будет хорошая погода для просушки белья», – вспоминал Коулинг, давая интервью «Би-би-си» в 2004 году, – «Такого раньше не говорил никто, и на это обратила внимание пресса. Мне и самому это понравилось».

В 50-е годы телевидение переживало настоящий бум. Все больше людей обзаводились собственными телевизорами и телекомпании искали всяческие способы привлечь зрительское внимание. Немаловажная роль отводилась в этом деле прогнозам погоды.

Технические возможности предлагали весьма ограниченный набор средств для оформления выпусков, но это подталкивало ведущих к изобретательству. В каком виде, к примеру, можно показать карты погоды на черно-белом экране? Их рисовали на бумаге, мелом или восковыми карандашами на доске, тушью и маркерами на прозрачном экране. Кто-то прикалывал значки атмосферных фронтов и погодных явлений к пористому белому материалу.

Когда в середине 60-х годов телевидение стало цветным, на «Би-би-си» придумали использовать в телепрогнозах стальную доску, на которой размещаются резиновые элементы на магнитиках. Циклоны и антициклоны получались из гибких полос, которые изображали изобары (линии равного атмосферного давления), круглые значки обозначали дождь, а треугольные – ливень. Нововведение делало карту более наглядной, но иногда композиции на магнитах обваливались в прямом эфире.

Прогноз погоды на телевидении служит, как это понятно, для информирования людей. Но многие телекомпании в погоне за популярностью стремились придать ему развлекательный характер, пускаясь на разные эксперименты. Было перепробовано, кажется, все, что только возможно: необычные образы и костюмы, шутки, трюки, спецэффекты, а также эротический подтекст. Соответственно ожидаемой погоде ведущие появлялись в студии то с зонтом и в дождевике, то в купальном костюме, то в эскимосской парке. Некоторые вели свои выпуски в компании пернатых или четвероногих друзей. Другие отпускали сомнительные шутки и сплетничали. Метеорологическая составляющая уходила, естественно, на второй план.

Одно время на пике популярности в Соединенных Штатах оказались «метеодевушки» (weather girls). Первой женщиной, появившейся в прогнозе погоды на телевидении в 1952 году, была 26-летняя Кэрол Рид. Ее карьера ведущей сложилась успешно, и вскоре большинство телекомпаний обзавелись собственными метеодевушками. Заняв место профессоров, специалистов службы погоды и ветеранов второй мировой, они мало разбирались в метеорологии, зато хорошо привлекали к экранам мужскую часть аудитории.

Легкомыслие и непрофессионализм, воцарившиеся в рубрике прогнозов погоды, всерьез обеспокоили Американское метеорологическое сообщество. В результате Национальная служба погоды разработала свод требований, удовлетворить которым мог далеко не каждый телеведущий. Теперь желающие вести прогноз погоды проходили подготовку у профессиональных метеорологов.

Метеоведущие прекрасного пола, конечно, не исчезли с экранов, но со временем телевидение ограничило их определенными рамками. У метеодевушек появился особый дресс-код. В их одежде не должно быть ярких, кричащих цветов, отвлекающих внимание. Дабы не раздражать блюстителей нравственности, девушкам не рекомендуется носить мини-юбки и декольте. Кроме того, съемка в телестудии накладывает свои ограничения. В кадре нельзя носить блестящие украшения и одежду зеленого цвета (ведущих снимают у зеленого экрана).



Стремление выглядеть подобающе порой приводит к курьезам. Например, в 2015 году кто-то разместил в тематической группе для метеодевушек в Фейсбуке ссылку на платье за 23 доллара из интернет-магазина Amazon. Через некоторое время десятки участниц сообщества появились в нем в выпусках прогноза погоды. Одна из них создала из этих кадров коллаж и выложила его в Интернет. Картинка собрала миллионы просмотров и породила вихрь обсуждений в соцсетях.
Облик ведущей прогноза погоды в разных странах может сильно отличаться. Тут играют роль и культурные традиции, и национальный менталитет, и идеология. В консервативной Британии первая женщина-метеоролог появилась на телевидении только в 1974 году. А в Советском Союзе телевизионный метеопрогноз имел преимущественно женское лицо. И трудно представить себе, чтобы советская женщина появилась на экране в легкомысленном наряде.

Первой попала в телецентр на Шаболовке сотрудница гидрометцентра Екатерина Чистякова, и было это в 1971 году. Вначале трехминутные выпуски прогноза погоды шли только в вечерней программе «Время», затем к ним добавились комментарии синоптика в 15 и 18 часов для разных часовых поясов СССР.

Как вспоминает Е.А. Чистякова, самым трудным был живой эфир без телесуфлера: «Содержание текста запомнить (с небольшим подучиванием в уголке студии во время эфира) было не так уж трудно, ведь текст составляли сами. Проговорить текст вслух надо было обязательно для того, чтобы уловить все шероховатости и сделать его легко произносимым и легко воспринимаемым. Все мы не имели артистической подготовки. Отсюда огромное волнение, сердце стучало как мотор, все это надо было скрыть от зрителей. Стоя перед телекамерой, надо было не только помнить текст и правильно его произносить, но и красиво двигаться в кадре. Но самая главная трудность – неопределенная продолжительность комментария. Ведь мы шли последние в программе, а потому вместо положенных 3-х минут нам оставалось порой две или одна. Так что краем глаза надо было еще следить за режиссером: подняты два пальца – две минуты, один палец – минута, круговое движение – надо останавливаться. Приходилось срочно перестраиваться, но зрители не должны были этого замечать».

Позднее метеорологам пришлось осваивать работу с зеленым (или синим) экраном. Прогноз погоды стали снимать в хромакее, что позволяло заменять зеленый цвет фона изображениями погодных карт. Метеоролог перемещается вдоль пустой стены и указывает рукой на разные ее участки. Он ориентируется только по итоговой картинке, которая идет в эфир. Она выводится на отдельный монитор, находящийся вне поля зрения камеры.



С развитием компьютерной техники карты погоды становились все более разнообразными и красочными. На них появилась информация, получаемая с метеорологических спутников. Идея показывать спутниковые снимки облачности в прогнозах погоды возникла у телевизионщиков давно. Первые эксперименты с такими изображениями проводились еще в 60-е годы, но картинки были тусклыми, расплывчатыми, обрезанными.

Все изменилось с появлением геостационарных спутников, которые обращаются вокруг Земли с той же угловой скоростью, что и наша планета, и как бы зависают над одной точкой. Высота их орбиты 36 тысяч километров, и оттуда в объектив камеры попадает около одной трети земной поверхности. В 1974 году был запущен первый геостационарный экологический спутник GOES-1, камера которого снимала Землю через определенные промежутки времени. Эти фотографии идеально подходили для демонстрации в прогнозах погоды и позволяли показывать облачность в движении. Так появились первые анимированные изображения в прогнозах погоды.

Настоящую революцию в метеорологии произвели компьютеры. Они сделали возможным расчеты параметров погоды по математическим моделям. Точность этих прогнозов неуклонно возрастает с увеличением производительности вычислительных машин. Метеослужба стала одной из тех отраслей, для которых создаются самые мощные суперкомпьютеры. Они обрабатывают огромные объемы информации, которую метеорологи получают с наземной сети наблюдений и спутников. Сегодня расчетные методы играют главную роль в составлении всех видов прогноза погоды. Благодаря этому метеорологи располагают намного более надежной информацией, чем это было на заре телевидения.
Кроме этого, компьютеры открывают огромные возможности для подготовки телевизионных прогнозов погоды. Они позволяют вместо плоских карт использовать рельефные трехмерные изображения, перемещать над континентами атмосферные фронты и облачные вихри. Для оформления выпуска стали создаваться виртуальные студии, воплощающие любые замыслы и фантазии. Появились десятки компаний, специализирующихся на создании информационной продукции о погоде для СМИ.

В России лидером в этом направлении является существующее уже два десятка лет Метео-ТВ, аналог американского Weather Channel. В 2006 году компания запустила первый в Европе круглосуточный новостной телеканал о погоде. Он доступен в пакетах спутникового и кабельного телевидения, а также онлайн. Кроме этого, Метео-ТВ готовит выпуски прогноза погоды для многих российских телеканалов.

Но несмотря на все эти внешние эффекты главную роль в прогнозе погоды, по-прежнему, играет ведущий. Его задача – привлечь людей к экранам и заставить их прислушаться к прогнозу. А для этого необходимы авторитет и обаяние. (Недаром нашим зрителям полюбились выпуски с профессором Беляевым). Ведущий рассказывает о погоде людям, которые в большинстве своем не разбираются в метеорологии. И здесь очень важны простота изложения, образность речи, и, в какой-то степени, оригинальность.

Стремясь к этому, метеорологи пользуются самыми разными приемами. Кто-то представляет, что разговаривает со своей мамой. Кто-то строит свои выпуски по законам драматургии, нагнетая напряженность с обязательной развязкой в конце. Действующие лица в этой драме – циклоны и атмосферные фронты, и часто они оказываются героями с отрицательным знаком. Одни любят импровизировать, другие считают, что лучший экспромт – это подготовленный экспромт.

Ведущим метеовыпусков поневоле приходится отвечать за точность прогнозов, хотя они составляются совершенно другими людьми. Понимая это, телезрители относятся к ведущим благосклонно. Но грубые промахи остаются в памяти людей надолго.

Очень показательна в этом отношении история британского метеоролога Майкла Фиша. 15 октября 1987 года он заверил зрителей, что приближающийся к Британским островам циклон не представляет опасности. Через несколько часов на страну обрушился ураган исключительной силы. Он оставил после себя разрушенные дома, вырванные с корнем деревья и человеческие жертвы. Майкл Фиш вел прогнозы на «Би-би-си» целых тридцать лет, и телезрители относились к нему с большим уважением. Но эту ошибку ему вспоминали все последующие годы.

Погода очень сложна и многообразна, а ведущему необходимо за несколько минут рассказать о том, что происходит в атмосфере над большой территорией. И одно дело, когда речь идет о каком-то регионе и небольшом государстве, и другое, когда нужно рассказать о погоде на одной седьмой части суши. Тут уж приходится выбирать самую важную информацию, жертвуя многими интересными подробностями. В трудных ситуациях на помощь ведущему приходят познания в метеорологии и собственный опыт, а порой и интуиция. Поэтому профессиональные метеорологи, безусловно, имеют преимущество перед актерами и телеведущими.

В последние годы телевизионным прогнозам приходится конкурировать с погодными сайтами и мобильными приложениями. И ситуация складывается не в пользу телевидения, оно стремительно теряет молодую аудиторию, которая предпочитает интернет как источник информации. Но старшие поколения, в основном, остаются верны телевизору. Для многих людей телевизионный прогноз служит главным источником информации о погоде.

В то же время, и само телевидение меняется. Оно стремится стать интерактивным, все больше использует цифровые технологии. Свежий пример тому дает Китай. В декабре 2015 года шанхайский телеканал Dragon TV опробовал новый формат прогноза погоды. Комментировать погоду доверили компьютерной программе-роботу, созданной по принципу искусственного интеллекта.

Робот, нареченный именем Xiaoice («Шаоайс»), работает с огромными объемами данных и активно использует облачные технологии. Зрители видят на экранах только погодную графику и карты, которые сопровождаются пояснениями, произносимыми синтезированным женским голосом. Благодаря передовым разработкам компании Microsoft он не лишен человеческой теплоты и эмоциональности.

Эксперимент обеспечил телеканалу немедленный всплеск популярности, но все же аудитория не отдает явного предпочтения искусственному интеллекту. Руководство канала заявляет, что в ближайшее время не намерено отказываться от ведущих в выпусках прогноза погоды.

Какое будущее ждет телевизионный прогноз погоды? Зависимость человечества от погоды в ближайшие десятилетия не уменьшится, и интерес к прогнозам будет все так же велик. Телевидение в эпоху цифровых технологий тоже не утратит свою роль одного из главных средств массовой информации. Можно быть уверенным, что пока оно существует, прогнозу погоды всегда найдется место в эфире.
Метеоролог, переводчик, блогер.
1 987

Подпишись на нашу рассылку лучших статей и получи журнал бесплатно!


Комментарии

Аватар пользователя Илья Ведмеденко
1 ч
Фалькон 9 для коммерческих пусков обходится дешевле,...
Аватар пользователя Николай Кравцов
7 ч
В таком случае я не понимаю, в чем смысл данной статьи...
Аватар пользователя Елена Котельникова
9 ч
НЕ хочется, чтобы это звучало как злорадство, только у...

Колумнисты

Физтех
44Статьи
Discovery Channel
19Статей
Сколтех
8Статей
СО РАН
5Статей

Комментарии

Plain text

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <br> <iframe> <embed> <br/>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Comment text

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <br> <br/>

Быстрый вход

или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите Отправить ошибку