Образование: старые трюки новой собаки

Классическая система образования, направленная на передачу молодым поколениям академических знаний, сформировалась в те времена, когда информация распространялась медленно и доступ к ней был у ограниченного количества людей. Сейчас, во времена, когда содержание учебника, ради которого лет 50 назад нужно было поехать в библиотеку другого города, можно найти через гугл, классическая система образования становится все менее и менее эффективной.

704

Перед каждым человеком, вне зависимости от его возраста и уровня знаний, стоят другие задачи. Он не обязан досконально знать теорему Ферма и 16 глаголов, которые пишутся слитно с “не”. Он должен уметь правильно сформулировать свой запрос и быстро найти необходимую информацию.
 

Под влиянием современных требований в образовании появилось новое течение - развитие компетенций.


Компетентностное образование носит более прикладной характер, чем академическое, и направлено оно как раз на развитие умения манипулировать знаниями и своевременно реагировать на изменение окружающего мира. Выделяют четыре основных типа компетенций.
 

Информационная компетенция определяет умение человека находить информацию, проверять ее, анализировать и применять в жизни. Эту компетенцию можно назвать основой информационной грамотности. Если молодое поколение, растущее одновременно с развитием интернета, довольно легко подстраивается под современные тенденции, то людей старшего возраста, для многих из которых глобальная сеть видится чем-то чуждым и опасным, все-таки необходимо учить пользоваться новыми возможностями. Ну а основам критического мышления, которое просто незаменимо в условиях высокого уровня информационного шума, требуется учить всех без исключения. Но на уроке информатики вам этого объяснить не смогут.
 

Коммуникативная компетенция отвечает за умение общаться с людьми. Она подразумевает не только банальную вежливость и основы этикета, но и умение искать компромиссы, уважение к другим участникам общения и умение противостоять внешним источникам давления. Согласитесь, было бы неплохо, если бы каждый знал, что по деловым вопросам не вежливо звонить в шесть часов утра в воскресенье, или что одни и те же утверждения, произнесенные громко и много раз вряд ли изменят точку зрения собеседника. Как и любому другому делу, общению необходимо учиться.

Самоорганизационная компетенция подразумевает умение распоряжаться своим временем и ресурсами. Обучение этой компетенции фактически идет вразрез с классической системой образования. Невозможно посадить двадцать детей на сорок пять минут в классе и сказать им: “а сейчас мы начнем самоорганизовываться”. Жесткий регламент школьных и университетских занятий отбивает необходимость и желание самостоятельно распределять свое время в зависимости от интересов, желаний и банальных суточных ритмов.
 

И последняя компетенция, значение которой невозможно не оценить, - это самообразование. Она отвечает за такие базовые вещи, как умение и желание учиться. Именно она позволяет разумно подойти к своим интересам, оценить свои способности и не только обдуманно выбрать сферу деятельности, в которой хотелось бы работать всю жизнь, но и сменить ее, если все-таки на практике это оказалось не таким замечательным занятием, как виделось в мечтах.

 

Важность перечисленных навыков и умений нет необходимости доказывать - многим из нас они кажутся совершенно очевидными. И, как и многие очевидные вещи, свое научное определение они получили совсем недавно. Предшествовало этому появление работы А.К. Марковой, посвященной психологии труда. В докладе международной комиссии “Образование: сокрытое сокровище” были сформулированы "четыре столпа", на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить, что, по сути, определило основные ориентиры нового подхода к образованию. И в 1996 году Совет Европы ввел понятие “ключевые компетенции”.
 

По определению Совета компетенции - это умения и навыки, способствующие сохранению развитого демократического общества.


 

Появление нового подхода к обучению потребовало разработки новых инструментов. И, как и в предыдущем случае, этим новым инструментом стала старая добрая игра. Идея обучения через развлечение настолько же стара, насколько стара сама потребность в передаче знаний от одного поколения к другому. Волчица, играя с волчатами, учит их охотиться, играя палочками и камешками, мать-шимпанзе обучает своего детеныша создавать примитивные орудия труда, а маленькие девочки, играя с куклами в “дочки-матери” постигают основы социального взаимодействия. Попытка систематизировать возможности учебы через игру привела к появлению такого понятия, как эдьютейнмент. Термин этот образован слиянием двух английских слов “education” и “entertainment” - “обучение” и “развлечение”. Эдьютейнмент подразумевает не только использование игр в образовательных целях, он охватывает любую развлекательную деятельность, в результате которой можно научиться чему-то новому.
 

Просмотр мультфильма на иностранном языке, поход в контактный зоопарк, выращивание кристаллов из соли на подоконнике - все это является эдьютейнментом.


 

Одними из первых это слово в его современном значении стали использовать сотрудники студии Уолта Диснея. Его использовали для описания захватывающих документальных сериалов. Потом этот термин подхватил Роберт Хейман, который работал над созданием серии документальных фильмов для The National Geographic Society в 1973 году. Эдьютейнмент то терялся из виду, то снова появлялся на слуху, все четче и яснее превращаясь в рабочую обучающую стратегию.

 

Одним из ярчайших эдьютейнмент проектов был и является детский сериал “Улица Сезам”. “Улица Сезам” - это серия познавательных кукольных мультфильмов, запущенная в 1969 году и выходящая до сих пор. Ее первоочередной задачей является образование неблагополучных слоев населения, которые по тем или иным причинам не имеют желания или возможности приобщиться к классической системе образования. Проект, помимо собственных эпизодов, выпускает многочисленные информационно-просветительские программы, направленные на наиболее уязвимые общины мира. Причиной популярности сериала является тонкое исследование своей целевой аудитории - детей с определенным культурным наследием, выбор простых и жизненно важных тем, например, той же личной гигиены, и короткие серии, созданные с учетом работы детской психики.
 

Именно психологи, работавшие над “Улицей Сезам”, выяснили, что объем внимания у ребенка 3-7 лет не превышает четырех минут. И, если его за это время не удалось заинтересовать, ребенок бросит надоевшее занятие, чтобы переключиться на что-то новое.


 

Однако у мультфильмов, созданных даже лучшими из лучших детских психологов, есть очевидный недостаток - отсутствие обратной связи. Из-за этого сложно контролировать результат обучения-развлечения. И тут внимание педагогов снова возвращается к возможностям игры. Классические ролевые игры все чаще используются не только как элемент тимбилдинга в крупных компаниях, но и как основа для урока в школах. И развивающиеся технологии дают возможность не просто перекладывать картонки и считать спички, но и использовать для обучения компьютеры или планшеты. Хорошим примером обучающих игр являются разработки украинской Bristar Studio. Они прокладывают мост между классическим обучением и компетенциями, используя в основе своих игр академические знания и развивая компетенции через сам игровой процесс. Кроме этого видео игры позволяют сохранять и анализировать статистику, делая процесс обучения контролируемым и давая ту самую необходимую обратную связь.

Поскольку эдьютейнмент, как и компетентностное образование, относительно молодые течения, в отечественные образовательные системы они проникают очень медленно. Но прелесть обоих подходов в том, что они требуют скорее желания учиться, чем необходимости посещать специализированные заведения в строго определенные дни и часы. Перефразируя знаменитую поговорку, если пациент желает учиться, школы бессильны. Поэтому не спешите ругать знакомых, часами просиживающих за компьютерными играми. В то время, как они развивают навыки организации времени, менеджмента ресурсов и стратегического планирования, многие их сверстники пытаются вызубрить последовательность простых чисел, так до конца и не понимая, зачем им это нужно.

704

Подпишись на нашу рассылку лучших статей за неделю.

Загрузка...
Загрузка...

Колумнисты

Комментарии

Plain text

  • Разрешённые HTML-теги: <br/>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.

Быстрый вход

или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии