Коренные петербуржцы: ижоры, финны, вепсы и водь

Одна из самых интересных и масштабных этнографических выставок готовится к показу в Музее антропологии имени Петра Великого (Кунсткамера). Naked Science побывал на ее подготовке, узнал, как жили коренные народы Ленинградской области, и даже поучаствовал в создании выставки.

3 039

Выбор редакции

— Сначала катаем шарик, бросаем его на гончарный круг. Для хорошей сцепки немножечко придавливаем, — художник-керамист и основатель студии «Кукла-Арт» Ольга Мыльцева управляется с вязким серым куском легко, как с тестом.

 

Когда за гончарный круг сажусь я, то понимаю: глина — это трудно. Но оно того стоит, ведь сегодня мы создаем экспонаты для большой выставки, посвященной коренным народам Ленинградской области.

 

— А на видеозаписях так приятно наблюдать за созданием какого-нибудь горшка и кажется, все так просто, — удивляюсь.

 

— Да, на самом деле тут нужна сила, поэтому гончарами испокон веков, как правило, были мужчины.

 

Кстати, о веках. Научный сотрудник Музея антропологии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН и директор Центра коренных народов Ленинградской области Ольга Конькова — человек увлеченный. Когда она входит в студию — становится приятно шумно: «Да, рада познакомиться, я тоже Ольга. Вы уже разговаривали о проекте? Нет? Тогда надо же рассказать, зачем мы его создаем!»

 

— Петербург уникален не только благодаря архитектуре XVIII-XIX веков, но и древним коренным народам, которые жили на этой земле. История их уходит вглубь на многие тысячелетия. Доказано, что ижоры — это потомки тех, кто пришел сюда вскоре после отступления ледника, около 10 тысяч лет назад, то есть это первые представители людей в этих краях вообще. И, конечно, жить в нашем городе и не знать истории, которая была здесь до 1703 года, — это такое культурное преступление. Мы возьмем четыре народа — водь, ижор, вепсов и ингерманландских финнов. Несмотря на то что у этих народов очень богатая история, если у них не будет современной культуры — ее можно считать законченной. Поэтому наш проект — сегодняшнее осмысление традиционной культуры. То есть мы не будем полностью повторять форму древней керамики — наша задача лишь осмыслить былое в посуде и текстиле, соединить прошлое и настоящее.

 

Ольга Мыльцева и Ольга Конькова за гончарным кругом / Фото — Вячеслав Смородин

Ольга Мыльцева и Ольга Конькова за гончарным кругом / Фото — Вячеслав Смородин

 

Выставка, экспонаты для которой изготавливает петербургская студия художественной керамики «Кукла-Арт», будет представлять собой четыре стола, на каждом из которых будут стоять глиняные изделия — посуда, часы и прочие бытовые мелочи, а еще керамические куклы в национальных костюмах. А скатерти на столах будут вышиты представителями коренных «петербуржцев» — вепсов, ижор, води и ингерманландских финнов.

 

— Идея такая, что эти народы как будто приглашают посетителей, то есть нас с вами, к себе в гости.

 

Но пока выставка — несколько керамических чайников и горшков, уже слепленных и обожженных, но еще не раскрашенных. Они стоят на столе возле нас.

 

— Чайники повторяют очертания медных чайников, которые были у води. Очень простые формы, как и во всей Скандинавии.

 

— И такие формы проще декорировать, — добавляет Ольга Мыльцева. — Большое поле для фантазии.

 

Готовая керамика и в самом деле с декором: чайники — с очертаниями домов, горшки — с рыбами и русалками.

 

— Вот здесь у нас будет черное. Где наши образцы? Вот так перетекать в белое, — Ольга Конькова берет в руки глиняные черепки, покрытые разноцветной глазурью — образцы. Они нужны, чтобы понять, какого цвета будет готовое изделие. Дело в том, что цвет глазури в баночке и цвет готового изделия обычно совсем разные — желтый после обжига может стать синим и наоборот. Так что керамист, по сути, работает вслепую.

 

Образцы черной и красной глазури для чайников в водском стиле / Фото — Вячеслав Смородин

Образцы черной и красной глазури для чайников в водском стиле / Фото — Вячеслав Смородин

 

— Место нашего мифологического мира — деревня (ее символизируют дома на чайниках. — Прим. авт.), а значит, у нас должны быть черные закопченные домики, низкие темные потолки, темнота хлевов. А еще на чайниках у нас будут ручки из можжевельника, покрашенные красным цветом, — показывает она на образец очень красивой огненно-красной глазури с текстурой из мелких трещин. — Красная ручка будет в виде огненной летучей змеи — Леммюза из водской мифологии, пролетающего над деревней. Поэтому гамма такая — базовый красный и от черного до белого — различные оттенки. Сейчас я все расскажу.

 

Ольга Конькова тоже садится за гончарный круг. Сегодня мы будем делать горшки в стиле води — похожие на те самые чайники с домиками.

 

Сначала кусок глины надо бросить на круг ровно посередине. Стоить чуть-чуть ошибиться, и глина начнет дергаться во все стороны, как телега на кочках, не давая формировать из нее горшок. А бросить — чтобы поплотнее прижать ее к кругу. И еще глину все время нужно поливать водой, чтобы скользила. Если воды станет слишком много, убирать ее губкой, чтобы не размокала раньше времени.

 

— Какие еще есть секреты работы с глиной? — спрашиваю я.

 

— Секреты? Ну, например, спокойствие, — смеется Ольга Мыльцева. — Глина не любит резких движений.

 

Я убеждаюсь в этом сразу: стоит не уследить хоть за одним пальцем (оказывается, они непослушные) — упрямый кусок тут же начинает изображать из себя какую-нибудь «Дору Маар с кошкой» Пабло Пикассо.

 

Но горшок не сразу строится. Сначала глину надо перемять, возведя из нее вертикальную башенку. Потом башню нужно разрушить — медленно снова примять к основанию. И так два-три раза.

 

— Подготовка нужна, чтобы убрать лишние пузырьки воздуха из глины, которые при обжиге могут привести к трещине, — объясняет Ольга Александровна. — Дальше мы ищем центр нашего комочка и потихоньку начинаем надавливать пальцем в середину, — тянет на себя указательный палец.

 

Я покорно тоже тяну. В круглом комке быстро образуется широкое углубление — получается глиняный бублик.

 

— Рабочее название будущей выставки «Четыре национальных времени года», — рассказывает Ольга Конькова, тоже замешивая на круге глину. — Почему именно времена года? Во-первых, так мы хотим показать непрерывность культуры (ведь каждый год перетекает в другой), во-вторых, потому что у каждого народа есть своя цветовая палитра. Это отражается и в костюме, и в фольклорных текстах. Например, для води одним из самых любимых является красный цвет в сочетании с белым и черным. Помните, что именно в этой гамме мы будем раскрашивать наши чайники? И эти цвета мы воспринимаем как зимние: доминанта белого с красным отсылают нас к рождественским праздникам, к румянцу на щеках, зимним закатам, элементам одежды, которые используют красный цвет как теплый. Белый — цвет снега. Черный — деревня, как я уже говорила.

 

Замужняя вожанка, родившая ребенка / Рисунок Ольги Коньковой

Замужняя вожанка, родившая ребенка / Рисунок Ольги Коньковой

 

Между тем мы формируем дно наших горшков. Теперь нужно делать стенки. Для этого сначала изготавливаем простой цилиндр, а уже из него будем лепить горшок. Цилиндр, кстати, если речь не идет о плоской тарелке, — основа любой посуды.

 

Узоры водских полотенец <span data-mce-style= #ffffff;color: #000000;font-family: arial,helvetica,sans-serif;font-size: 15px;font-style: normal;font-variant: normal;font-weight: 400;letter-spacing: normal;orphans: 2;text-align: left;text-decoration: none;text-indent: 0px;text-transform: none;-webkit-text-stroke-width: 0px;white-space: normal;word-spacing: 0px;>конца XIX </span>—<span data-mce-style= #ffffff;color: #000000;font-family: arial,helvetica,sans-serif;font-size: 15px;font-style: normal;font-variant: normal;font-weight: 400;letter-spacing: normal;orphans: 2;text-align: left;text-decoration: none;text-indent: 0px;text-transform: none;-webkit-text-stroke-width: 0px;white-space: normal;word-spacing: 0px;> начала XX века </span>из деревни Йыгыпэря (современная деревня Краколье Кингисеппского района Ленинградской области) / Рисунок предоставлен Ольгой Коньковой

Узоры водских полотенец конца XIX  начала XX века из деревни Йыгыпэря (современная деревня Краколье Кингисеппского района Ленинградской области) / Рисунок предоставлен Ольгой Коньковой

 

Стенки делают так: правой ладонью глина немного прижимается внутрь, а кончиками пальцев левой — наружу. После этого нужно медленно совершать движения снизу вверх.

 

С первого раза у меня не получается. И со второго. Ольге Мыльцевой приходится помогать: «Вот так, очень плавно. Важно не передавить, иначе стенка получится неровной: где-то тонкой, а где-то — толстой».

 

Журналист Naked Science Ольга Фадеева за гончарным кругом / Фото — Вячеслав Смородин

Журналист Naked Science Ольга Фадеева за гончарным кругом / Фото — Вячеслав Смородин

 

Пока я мучаюсь со стенками, Ольга Конькова, уже опытный гончар, продолжает: «Весеннюю гамму мы выбрали для ижор. Ижоры — рыбаки. И именно весной открывается лед, мы видим синеву моря, а еще весной бывает самое яркое синее небо, поэтому в качестве цвета ижоры выбрали синий цвет. Помимо того, что эти люди занимались рыбной ловлей, в их костюме также очень активно использовался синий — такого цвета были женские сарафаны и мужские брюки, этот же цвет находит отражение в ижорском флаге. Как думаете, какого цвета лето?»

 

Ижорка XVIII века, иллюстрация И.- Г. Георги, 1776 год / Рисунок предоставлен Ольгой Конкьковой

Ижорка XVIII века, иллюстрация И.- Г. Георги, 1776 год / Рисунок предоставлен Ольгой Конкьковой

 

— Красное.

 

— Ну что вы. Лето — это, конечно, зеленый. И это цвет вепсов, потому что они лесной народ — весь быт вепсов и их мифология связаны с лесом. В качестве второго цвета идет коричневый, потому что это тоже цвет деревьев. Ингерманландские финны — те самые пушкинские «убогие чухонцы» (так называли их в старину), которые проживали в Ингерманландии, на землях к северу и югу от Невы — тоже коренные народы нашего края. И они земледельцы, а значит, для них важны осень и сбор урожая, поэтому наш выбор — желтый цвет. Кроме того, у них есть прекрасный миф о золотой деве: кузнец в поисках жены кует различных животных — ему не нравится свинья, корова, лошадь, а вот золотая баба оказывается в самый раз. Но до той поры, пока не наступает ночь. Когда он утром просыпается наполовину отмороженным — металл-то холодит — понимает, что живая женщина лучше золотой. Ну а золото гармонирует с осенью.

 

И, конечно, будут дополнительные оттенки. Они тоже связаны с мифами того или иного народа.

 

— Например, у ижор с их синей весенней коллекцией в качестве дополнительного цвета мы возьмем оранжевый, потому что у них есть очень древний миф о рождении огня, когда создатели земли и неба Вяйнямёйнен и Ильмаринен что-то ковали на небе, а искра упала в воду. После этого ее проглотила рыба, потом эту рыбу поглотила другая рыба, вторую — третья. И потом уже из брюха этой последней рыбы человек достал огонь — так он и достался людям.

 

Когда выставка будет готова, сказать сложно, — вероятно, через год. Она будет проходить не только в Петербурге на базе Кунсткамеры, но и в других крупных городах. По словам Ольги Коньковой, ее уже очень ждут также в Эстонии и Финляндии. Есть идея даже запустить производство такой посуды, что может помочь возродить культуру местных коренных народов.

 

Ижорская утварь из деревни Венаконтса (современная деревня Пахомовка Кингисеппского района Ленинградской области) / Фото предоставлено Ольгой Коньковой

Ижорская утварь из деревни Венаконтса (современная деревня Пахомовка Кингисеппского района Ленинградской области) / Фото предоставлено Ольгой Коньковой

 

— Это важно, потому что, например, культуры води и ижоры нет нигде, кроме как в окрестностях Петербурга, — продолжает Ольга Игоревна, которая сама относится к народу ижор. — Между тем среди этих народов водь — самый малочисленный. По переписи 2010 года, всего 64 человека. Хотя кровь вожан течет во многих жителях Кингисеппского и Ломоносовского районов, часто они об этом даже не подозревают. А водь — удивительный народ со своей сложной мифологией. Вот, например, хозяйка воды, — показывает на существо с рыбьим хвостом в островерхом головном уборе, изображенное на одном из уже обожженных горшков. — Но с русалкой путать ее не надо, потому что русалки — на самом деле утонувшие девушки, сидящие на деревьях, а это хозяйка озера или реки. Ее образ выбран нами неслучайно, потому что в одной из водских легенд записано, что наводнения, которые происходили в Петербурге в те времена довольно часто, — дело рук речной хозяйки, которой не нравится, как живут жители города.

 

В этом выражается и принципиально иное, в отличие от славянского, отношение к природе.

 

— Потому что у славян нечисть — это что-то изначально враждебное человеку. У вожан — что-то могущественное. У каждого места и стихии есть свои хозяева: воды, леса, хлева, даже хозяева собственного дома. Если вы ругаетесь, у вас будут болеть животные, если вы не содержите его в чистоте, то вы сами будете болеть. То есть в этом выражается своего рода экологичность таких культур — всему свое время и свое место. Место проживания человека — деревня, а в лесу, например, он гость. Поэтому в лесу ни в коем случае нельзя мусорить, нельзя брать ничего лишнего (больше грибов и ягод, чем нужно), рубить деревья и даже обижать муравьев. Потому что муравьи, по водской мифологии, — слуги хозяев леса. То же самое в отношении воды у вепсов: не бросать ничего в воду, брать рыбы ровно столько, сколько надо. Больше трех раз в неделю даже в баню нельзя ходить, потому что в четвертый раз идет хозяин бани. Я считаю, это мудрый подход: он дисциплинирует и диктует определенный этикет.

 

— А что это за знаки? — показываю на символы, похожие на знаки зодиака на крышках уже готовых чайников.

 

— И у води, и у ижор, и у ингерманландских финнов были знаки собственности — так называемые домовые знаки. Нечто вроде фамильного герба, который наносили на все, что принадлежало человеку, — лодки, снасти, прялки, даже иногда на могильные кресты и деревья в лесу, чтобы ограничить свой участок. У каждого хозяина был свой знак: у отца он был один, у сына — немного другой.

 

— А это знаки води?

 

— Да, они собраны в деревне Лужицы в Кингесеппском районе, где сегодня еще живет этот народ и где находится водский музей.

 

Кроме очертания деревенских домов, на чайниках есть церкви с крестами.

 

— Вожане — православные с XIV века. Причем, заметьте, мы берем не просто дома, а именно очертания тех домов, которые строили водь, и даже вот эти церкви повторяют очертания часовни в деревне Матиа, — Ольга Конькова показывает рисунок 1911 года из книги о культуре вожан.

 

Часовня в деревне Мати-чюля (современная деревня Маттия Кингисеппского района Ленинградской области) / Рисунок С. Паулахарью, 1911 г. Архив Общества литературы Финляндии, изображение предоставлено Ольгой Коньковой

Часовня в деревне Мати-чюля (современная деревня Маттия Кингисеппского района Ленинградской области) / Рисунок С. Паулахарью, 1911 г. Архив Общества литературы Финляндии, изображение предоставлено Ольгой Коньковой

 

Тем временем я уже освоилась и довольно легко управляюсь с глиной — оказывается, в этом деле нужна лишь небольшая тренировка. И тут начинается шум, потому что мы берем в руки скребки — их называют циклей.

 

Обработка изделия при помощи цикли / Фото — Вячеслав Смородин

Обработка изделия при помощи цикли / Фото — Вячеслав Смородин

 

— С их помощью мы будем придавать нашим сахарницам нужную форму и издавать противные звуки, — смеется Ольга Мыльцева.

 

Цикля задевает за крутящийся круг, и получается звук ножовки по металлу.

 

Остается подсушить изделие. Делается это при помощи простого или строительного фена.

 

— А чем раньше сушили? — спрашиваю я.

 

— Не думаю, что они сушили, — говорит Ольга Александровна. — Это видно, потому что изделия, которые находят археологи, зачастую довольно неровные. Похоже, они просто снимали горшки с диска и ставили на полку — они сушились сами. Кстати, при этом ни в коем случае не должно быть сквозняка или сильного солнца. Верхняя, более тонкая часть будет сохнуть быстрее, более толстое донышко — медленнее. Пойдет внутреннее напряжение, и изделие может лопнуть. Поэтому сушка должна быть постепенной. Так что если очень жарко, процесс притормаживают, изделие закрывают полиэтиленом и ставят в прохладное место.

 

— Как долго нужно сушить?

 

— Если изделие небольшое, то оно может высохнуть дней за пять, если большое и сложное — недели две.

 

Феном же мы сушим до тех пор, пока с горшка не уходит глянцевый блеск — попросту мокрая глина. Минут пять-семь и со всех сторон. Теперь наши горшки легче снимутся с круга и не деформируются. Чтобы срезать их с гончарного диска, нужно воспользоваться еще одним инструментом — струной — толстой нитью, оба конца которой привязаны к двум коротким деревянным палочкам. Нить возле палочек наматывается на пальцы и натянутой частью изделие аккуратно срезается с круга.

 

Дальше — сушка несколько дней и обжиг. При этом температура для разных глин всегда разная.

 

— Наша глина запекается при температуре 1050 градусов, — продолжает Ольга Александровна. — Она должна нарастать постепенно. В нашем случае весь процесс занимает порядка 11 часов. Потом печь выключается и идет процесс остывания, который тоже небыстрый — примерно сутки. И только тогда можно доставать изделия.

 

Но мы еще не слепили декор. При помощи обычной скалки Ольга Мыльцева раскатывает глину в пласт и вырезает ножом очертания домов — таких же, как на чайниках. А потом прилепляет к только что сделанному горшку.

 

Ольга Мыльцева вырезает декор для чайника / Фото — Вячеслав Смородин

Ольга Мыльцева вырезает декор для чайника / Фото — Вячеслав Смородин

 

— Что тут важно?

 

— Хорошее соединение между деталями, ни в коем случае не оставлять полости, иначе сосуд этого не переживет и лопнет.

 

Чтобы приклеить детали к горшку, используют шлекер — глину, разбавленную водой до состояния жидкой сметаны.

 

Декорирование горшка / Фото — Вячеслав Смородин

Декорирование горшка / Фото — Вячеслав Смородин

 

Когда горшки пройдут обжиг, их можно будет раскрашивать. Это делается при помощи специальной керамической глазури, которая представляет собой перемолотое стекло, разбавленное водой, с добавлением разных химических веществ.

 

Покрытие изделия глазурью / Фото - Вячеслав Смородин

Покрытие изделия глазурью / Фото - Вячеслав Смородин

 

— Глазури все разные, поэтому необходимо подбирать их к виду глины, чтобы они совпадали по параметрам температурного расширения. Иначе опять же пойдут либо трещины, либо глазурь отлетит. Есть глазури с определенными эффектами — вкраплениями, кристаллические, — говорит Ольга Мыльцева.

 

Как уже говорилось, исходный цвет глазури и ее окончательный вариант, как правило, не совпадают. Но для покрытия горшка в стиле ижор — с рыбами — мы берем синюю глазурь, которая, к счастью для нас, синего цвета. А рядом ждет своего часа зеленая — кирпичного цвета.

 

Прошедший обжиг чайник в водском стиле / Фото - Вячеслав Смородин 

Прошедший обжиг чайник в водском стиле / Фото - Вячеслав Смородин 

 

— Глазурь можно наносить кисточкой, окунать, поливать, — продолжает Ольга, раскрашивая горшок. — Чтобы слой был ровный, мы наносим глазурь мягкими легкими движениями, слегка касаясь черепка. Слоев, как правило, два, но, опять же, все зависит от вида глазури. Если глазурь с эффектами, то требует нескольких слоев, чтобы эффект был более выражен, если полупрозрачная — в этом, наоборот, нет смысла. Второй слой красим только после того, как чуть-чуть подсохнет первый. Глазурь не впитывается в черепок, и мы не можем надавливать на кисть, долго водить по одному и тому же месту, иначе будут проплешины. А еще есть глазури, которые содержат очень летучие компоненты, другие очень чувствительны к соседству в печи (после раскрашивания изделия сохнут и проходят повторный обжиг — примерно при той же температуре, что и первый. — Прим. авт.): например, глазури с имитацией металлов. Поэтому, когда открываешь печку, всегда сюрприз. И, как правило, он приятный.

Naked Science Facebook VK Twitter
3 039
Комментарии
Аватар пользователя Anonymous
9 ч
Ниего не показали. Пустая статься. Халтура.
Аватар пользователя Anonymous
Вчера
Проблема ракет , большой объем на доставку боевой...

Колумнисты

Физтех
104Статьи
Сколтех
40Статей
Discovery Channel
30Статей
СО РАН
7Статей
Комментарии

Быстрый вход

или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите Отправить ошибку