Индия: оптимизм и несчастная любовь

Индия — это сложно. Здесь нанимают слуг и моются в тазике, верят в Шиву и уважают книги, танцуют, когда грустно, и не конфликтуют в дорожных пробках. О жизни собратьев Пи нам рассказала путешественница и журналист Мария Вдовкина.

3 035

Выбор редакции

Что бросается в глаза человеку, который впервые приезжает в Индию?

 

— Как правило, такой человек полон предрассудков: мол, Индия — это какое-то страшное место, заваленное горами мусора. Но эта проблема отнюдь не повсеместна — меня встретил чистый и современный аэропорт. В этой стране, безусловно, есть трущобы, но есть и средний класс — мне как раз довелось прожить несколько дней в такой семье. Дети здесь учатся в университете, у самих родителей есть нормальная работа. При этом семья среднего класса в Индии имела свой дом, причем большой — двух- или даже трехэтажный, внутри — все в мраморе, обставлено мебелью из цельного дерева.

 

Удивило и то, что в доме были слуги. И не только в этом — почти у всех индийцев среднего уровня дохода обязательно есть прислуга. Женщины никогда сами дома не убирают и не стирают. Когда одна моя знакомая как-то упомянула в беседе с индианками, что она убирала дома, — ее не сразу поняли.

 

Мария Вдовкина — путешественница, преподаватель английского языка, журналист, руководитель турагентства «Моя Азия Туры», которое организовывает самостоятельные путешествия по Индии и Непалу. Впервые приехала в Индию семь лет назад с целью преподавания английского языка индийским студентам. С тех пор жизнь Марии тесно связана с Индией.

 

Мария Вдовкина, путешественница и журналист

Мария Вдовкина, путешественница и журналист

 

То есть средний класс в Индии живет примерно так же, как у нас довольно обеспеченные люди?

 

— Не совсем. Например, они не привыкли пользоваться понятными для нас благами цивилизации. Ванная комната есть, но моются традиционно не в ванне и даже не под душем, а в тазике, поливая себя водой. Нигде нет центрального отопления — в северных штатах стоят просто частные нагреватели, а в регионах южнее Дели повсеместно нет даже горячей воды: моются и умываются там исключительно холодной водой. Летом жарко, горячая вода не нужна, а вот зимой мыться под холодной не очень приятно. Если говорить в целом, уровень жизни по комфорту в Индии немного ниже, чем у нас. Даже если речь идет о семьях среднего класса, хотя это связано не с бедностью, а с привычкой.

 

Можно ли выделить какую-то самую яркую черту, которая отличает европейцев от индийцев?

 

— Таких черт много, но главной я, пожалуй, назвала бы жизнерадостность и оптимизм: люди больше улыбаются, менее раздражительны, чем россияне. Даже когда на дороге огромные пробки или произошло столкновение — никто ни с кем не конфликтует. Дело в том, что один из главных постулатов индуизма и буддизма — ахимса — ненасилие, когда человек старается не причинять вред ни одному другому живому существу. Кроме того, индийцы, как известно, верят в карму, которая предполагает, что за некие поступки будет и некий результат. От кармы зависит и твоя реинкарнация — то, во что ты «превратишься» после смерти.

 

Действительно ли в Индии сажают в тюрьму за плохое отношение к коровам?

 

— Даже если это прописано в законе — это вовсе не обязательно к исполнению. В этом Индия похожа на нашу страну, только в усугубленном вариант: закон и его претворение в жизнь там зачастую никак не связаны. Что именно сказано в законодательстве по поводу коров, я не знаю, но могу сказать, что происходит по факту. Индийцы действительно очень почтительно относятся к этим животным, хотя это отношение может варьироваться. Самым плохим поведением можно считать, например, ситуацию, когда корова идет по улице и человек может слегка стукнуть ее палкой, чтобы быстрее отошла. Самое хорошее отношение — почитание. Когда индийцы хотят выразить свое глубокое уважение к чему-либо — они сначала касаются его рукой, а потом касаются сердца, губ и лба. Это может быть храм, ноги родителей, книга или корова.

 

А еще я слышала, что в одной индийской деревне был случай, когда человек навредил корове и в итоге его забила деревенская толпа. То есть люди сами без каких-либо законов определяют, насколько будет наказан человек. Если среда более религиозная, то реакция будет жестче.

 

Корова в Индии

Корова в Индии

 

Еще стоит сказать, что корова — не единственное священное животное в Индии, просто оно наиболее известно, таких животных там огромное количество. Это и обезьяна, и крыса, и лебедь, и слон — в общем, почти все.

 

Как у индийцев с работой? Чем занята большая часть населения, легко ли вообще найти работу?

 

— В Индии я никогда не работала, занималась только практикой, поэтому ответить сложно. А вообще с работой там все хорошо, потому что очень развит малый бизнес — люди повсюду открывают свои маленькие магазины, мелкие лавки. Тотальной безработицы нет. Общество не похоже на наше — наши люди привыкли, что работу им дают, индиец же думает о том, как самому создать себе рабочее место. Если человеку не удалось получить высшего образования — он может просто открыть лоток и продавать чай.

 

Самая низкоквалифицированная и низкооплачиваемая работа — у слуг. Если переводить на рубли, они получают около трех тысяч в месяц, правда, при этом хозяева их обеспечивают жильем и едой: прожить можно.

 

Женщины трудятся в поле

Женщины трудятся в поле

 

По поводу того, чем занята большая часть населения, — надо смотреть статистику. Помимо того, что в Индии много мелкого бизнеса, одна из самых популярных сфер — IT, где индийцы поставляют на мировой рынок дешевую рабочую силу.

 

Как вообще принято работать в Индии, можно ли назвать местное население особенно трудолюбивыми, как, скажем, японцев, или наоборот?

 

— Особенного трудолюбия у них нет. У нашего человека, как правило, основная мотивация — это успех и деньги, европейцы готовы работать больше, если им больше заплатят. Индийцы же готовы, напротив, получать немного, но при этом и работать меньше. У них нет характерной для европейцев всепоглощающей «американской мечты», больше ценятся семья (она вообще в приоритете у любого человека в Индии), свободное и легкое времяпрепровождение. Но, думаю, это общая черта южных народов вообще, не только индийцев.

 

Интересное понятие у них и о договоренности. Для нашего человека она что-то значит, обычно задуманное воплощается в жизнь. В Индии не так. Вчера договорился — завтра меняешь условия, а послезавтра вообще все отменяешь. То же самое с соблюдением сроков и тому подобных рабочих моментов. Для русского человека партнерство с индийцем будет очень нервным.

 

Насколько вообще эти люди религиозны, есть ли те, кто может назвать себя атеистом?

 

— Очень религиозны. В том числе молодежь, даже если говорят, что это не так. Как-то я проводила опрос среди своих индийских студентов, спрашивала, какой бы жизненный путь они предпочли — яркий, но короткий, или спокойный, но длинный. Мне кажется, наша молодежь выберет скорее первый вариант, а абсолютное большинство индийских студентов предпочли долгую и спокойную жизнь.

 

И это неудивительно. Важно помнить, что почти все браки в Индии заключаются по договору, семьи живут с родителями, даже одеваются тут в традиционную одежду. Поэтому индийское общество очень традиционное.

 

На это мировоззрение накладывает отпечаток религия. Согласно ей, сначала человек должен реализовать себя в физическом мире — прежде всего завести семью. А под конец жизни наступает время просветления, на первый план выходят некие духовные вещи, не предполагающие земного успеха. Некоторые индийцы в возрасте становятся отшельниками.

 

Воинствующих атеистов нет вообще, небольшой процент можно считать агностиками. Но тут дело еще и в том, что индуизм — это обобщенное название комплекса верований, которые во многом можно назвать не столько религией, сколько философией, поэтому отвергать здесь что-то гораздо сложнее, чем, скажем, в христианстве или исламе. Индиец может не верить в Шиву, но будет верить, что есть вселенская сила созидания или разрушения, о которых и правда нельзя сказать, что их нет.

 

Можно ли составить топ основных табу индийца? Что нельзя местным жителям, а что — приезжим?

 

— Первое, что приходит в голову по поводу местных, — отношение к женщине. Взаимодействие между полами в Индии вообще очень регламентировано. Индийцу ни в коем случае нельзя приближаться к чужой даме или проявлять по отношению к ней какую-либо несдержанность. О животных уже говорили. Нельзя проявлять неуважение и к другим вещам или людям — например, к родителям, книгам и тетрадям. Индиец никогда не положит книгу рядом с ногами, потому что ноги — это нечто грязное, а книга — чистое, источник знаний, который они очень ценят. То же касается того, чтобы заходить в храм не разувшись. Как я уже сказала, индийцы стараются не проявлять публичную агрессию.

 

Те, кто соблюдает религиозные нормы, — никогда не едят мяса, яйца и рыбу.

 

Традиционная женская одежда

Традиционная женская одежда

 

Для приезжих, конечно, есть послабления. Но им тоже кое-что нельзя: например, заходить в некоторые особо значимые храмы, так как считается, что приезжий хоть раз в жизни ел мясо, поэтому как бы осквернен этим деянием. Приезжим девушкам не стоит вызывающе одеваться, хотя это не табу, просто индийские мужчины и без того уделяют очень много внимания европейкам, еще большее внимание может быть просто небезопасно — местные к этому не привыкли. Понятно, что не надо пытаться заказать говядину в кафе или даже шутить на эту тему. Если дом, в котором вы живете, религиозный, то вас попросят, чтобы вы не готовили ничего из мясной пищи, в том числе яичницу.

 

А вообще приезжих здесь очень уважают: у индийцев есть поговорка «гость — это бог», поэтому гостеприимство на очень высоком уровне. Кроме того, уважение к «белым сахибам» внушили местным жителям и во время английской колонии.

 

Какие наиболее интересные обычаи можно назвать, распространены ли они сегодня? Я знаю, что в Индии есть традиция женитьбы на деревьях или сбрасывания младенцев с высоты.

 

— Индийское общество становится все более цивилизованным и воспринимает такие вещи негативно, поэтому они стремительно исчезают. Один из таких обычаев — обряд сати, когда жена бросается за умершим мужем в кремационный костер. Иногда вдова не умирает, а просто бреет голову и становится отшельницей. Раньше это было очень популярно, сейчас — большая редкость. Правда, для этого обряда есть не только «благородные» и религиозные, но и чисто практические причины. Когда женщина выходит замуж — ей дается приданое, от размера которого зависит, кем будет ее супруг. И в дальнейшем семья мужа обеспечивает ее. Если муж умирает, то семье все равно надо ее обеспечивать, но этого хотят не все. Поэтому родственники по линии мужа могут подталкивать женщину к тому, чтобы она «самоустранилась».

 

А женщина сама себя обеспечивать не может?

 

— Это во многом зависит от того, к какому социальному слою она принадлежит, в городе она живет или в деревне, есть ли у нее высшее образование или нет, из какой она касты. А в целом женщина, конечно, может работать. Но если у нее нет своей квартиры — купить ее себе она в большинстве случаев не в состоянии. Для этого ее заработная плата должна быть весьма внушительной. На помощь родителей рассчитывать не приходится: в Индии принято жить в больших семьях. Бабушки и дедушки, отцы и матери — с сыновьями, их женами и внуками. Если женщину выгоняют из семьи мужа, то ей надо возвращаться в отчий дом, а бывает так, что там для нее уже и места нет.

 

Вообще в Индии принято иметь много детей?

 

— Я бы не сказала. В семье обычно два-три ребенка, не по десять. Никакого закона, запрещающего многодетность, нет, а вот определять пол ребенка на УЗИ — нельзя. Между тем приветствуется рождение мальчика. Потому что девочке надо давать приданое и довольно большая сумма денег в будущем уйдет из семьи. Это очень материалистичное мировоззрение, но оно действительно имеет место — без приданого девушка не может рассчитывать на замужество. Поэтому много детей заводить не очень выгодно — всегда есть «риск» того, что родится девочка. Но это только моя теория, как на самом деле — сказать сложно.

 

Получается, женщина в Индии все-таки находится в более бесправном положении?

 

— Чисто в законодательном плане никаких дискриминирующих моментов нет. Даже иногда наоборот. Например, по закону женщине не нужно доказывать, что она была изнасилована, — ей достаточно прийти в суд и просто об этом заявить, указав на виновного. Считается, что индийская женщина настолько стыдлива, что никогда не будет лгать по этому поводу. Но законодательство — это одно, а что происходит в реальности — другое.

 

Обычаи страны таковы, что женщина повинуется мужчине, не занимает в семье решающую роль, должна спрашивать у своего мужа, как ей одеваться, можно ли учиться или работать. Поэтому сегодня в Индии проходят социальные кампании, которые декларируют равноправие полов.

 

Кадр из индийского кино

Кадр из индийского кино

 

По какой причине болливудское кино так не похоже на европейское? Почему это всегда фильмы про несчастную любовь, но при этом все поют и танцуют, даже если кто-то умер? Можно ли провести какие-то параллели с реальной жизнью индийцев и их фильмами?

 

— Я бы даже сказала, что тут заключено три вопроса: почему все кино про несчастную любовь, почему все поют и танцуют и почему танцуют, если кто-то умер. Несчастная любовь — потому что в жизни индийца нет места страстным чувствам. Женятся здесь по договору — ни о какой любви речи не идет. Любить мужа или жену начинают уже после свадьбы. Поэтому очень много всевозможных трагических историй, когда парень и девушка из разных социальных слоев влюбляются друг в друга и им приходится расставаться.

 

По поводу того, почему танцуют и поют. На мой взгляд, это связано с тем, что у индийцев в свое время была очень развита культура религиозного танца. Это отголоски верований.

 

По поводу смерти. Дело в том, что в Индии смерть не такое печальное событие, как у нас. Для семьи это болезненно, но они верят в реинкарнацию, поэтому воспринимают окончание жизни как новое перерождение, переход бессмертной души в другое смертное тело.

 

Похороны в Индии лишены какой бы то ни было траурной торжественности, напротив, все очень буднично. Умершее тело не представляет никакой моральной ценности, это просто нечто ненужное — человека там уже нет. Тела сжигают, поэтому нет кладбищ, где можно вспомнить своих мертвых, почтить их память, то есть нет места, где они физически находятся в этом мире. И это действительно меняет восприятие, когда тело — не равно человек. У нас получается, что все-таки равно.

 

Naked Science Facebook VK Twitter
3 035
Комментарии
Аватар пользователя Константин Юрич
1 ч
Не стоит особо отчитываться перед этим искренним и...
Аватар пользователя Илья Ведмеденко
2 ч
Возможно. Однако поиск не дал результатов за 2016-й, а...
Аватар пользователя Ali Aliev
Ali
2 ч
Timoteo Cirkla - Вы что серьезно? Ох как же вы надоели...

Колумнисты

Физтех
96Статей
Сколтех
36Статей
Discovery Channel
28Статей
СО РАН
6Статей
Комментарии

Быстрый вход

или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите Отправить ошибку