Физики обнаружили новый вид возбуждения в диэлектрике

Международная группа исследователей, в которую входят специалисты МФТИ, обнаружила особый тип поглощения электромагнитного излучения диэлектриком. Открытие поможет в создании квантово-электронных систем.

Международная научная группа, в которую входят ученые Лаборатории терагерцовой спектроскопии МФТИ, экспериментально обнаружила особый тип поглощения электромагнитного излучения диэлектриком. Характеристики поглощения совпадают с теоретическим предсказанием нового фундаментального вида возбуждения материала. Это открытие поможет исследователям в создании квантово-электронных систем. Работа опубликована в журнале Physical Review Letters.

О спиновой жидкости

У электронов, как и многих других элементарных частиц, существует собственный магнитный момент — спин, который может быть направлен по двум векторам: условно, вверх или вниз. Его значение, в зависимости от направления, может быть равно +½ или -½. Если положение спина одного электрона сильно зависит от положения спина другого, а именно — спины сориентированы параллельно и противоположно направлены, — говорят о наличии сильного антиферромагнитного взаимодействия. В таком случае суммарный спин будет равен нулю, но поскольку у каждого электрона спин по ½, у одного будет +½, у другого -½. Обычно при наличии сильного антиферромагнитного взаимодействия материалы при низких температурах создают определенный магнитный порядок, то есть в каждой точке пространства в материале четко определено направление магнитного момента.

Физики обнаружили новый вид возбуждения в диэлектрике

Рисунок 1. Возбуждение спинона в спин-жидкостном состоянии вещества / Пресс-служба МФТИ

Квантовое состояние в системах со свободными электронами, при котором между спинами электронов есть очень сильное антиферромагнитное взаимодействие, но ни при каких температурах нет магнитного порядка, называют спиновой жидкостью. И такие материалы недавно были экспериментально найдены.

Сильное антиферромагнитное взаимодействие предполагает, что температуры, при которых это взаимодействие не расшатывается хаотическим тепловым движением, довольно высокие. В спин-жидкостных материалах это где-то минус 70 ℃. Таким образом, в состоянии спиновой жидкости у вещества есть сильный магнитный обмен, но нет магнитного порядка.

О спинонах

Один из признаков спиновой жидкости — возможность возбудить спиновую подсистему. Если система будет поглощать электромагнитную энергию, она перейдет в какое-то устойчивое возбужденное состояние. Если вещество находится в основном состоянии спиновой жидкости, элементарная составляющая этого возбужденного электронного состояния будет называться спиноном. Разобраться в природе спинонов можно на примере другого вида возбуждения — магнонов. Это магнитные возбуждения, связанные с магнитным моментом.

«Пусть все электроны антиферромагнитно упорядочены. И вы у одного электрона переворачиваете спин. Он перестает быть антиферромагнитно упорядоченным по отношению к своим соседям. Тогда соседние электроны тоже начинают переворачиваться. И этот переворот спина распространяется по всем электронам. Это возбуждение и описывается с помощью магнонов», — поясняет соавтор статьи, заместитель заведующего Лабораторией терагерцовой спектроскопии МФТИ Елена Жукова.

Физики обнаружили новый вид возбуждения в диэлектрике

Рисунок 2. Иллюстрация распространения возбуждения в спиновой подсистеме. Розовым и красным цветами обозначены разные направления спинов / Пресс-служба МФТИ Рисунок 2. Иллюстрация распространения возбуждения в спиновой подсистеме. Розовым и красным цветами обозначены разные направления спинов / Пресс-служба МФТИ Рисунок 2. Иллюстрация распространения возбуждения в спиновой подсистеме. Розовым и красным цветами обозначены разные направления спинов / Пресс-служба МФТ

Характеристика магнона — то, что спиновое состояние равно единице. То есть это целочисленное возбуждение, поскольку в нем всегда участвуют два спина: если один перевернулся — он сразу же перевернет своих соседей. Спинон же, напротив, нецелочисленная квазичастица — это возбуждение со спином ½ и зарядом 0.

Долгое время спиноны не могли обнаружить, хотя они были теоретически предсказаны еще в 1973 году.

О работе

Один из методов обнаружения возбуждения спинонов — исследовать материал, в котором при переходе в возбужденное состояние квантовой спиновой жидкости за счет повышения температуры включается сильное взаимодействие спинов (у которых нет заряда) с электронами. Такие спин-зарядовые корреляции, как было показано теоретически, должны приводить к поглощению электромагнитной волны.

«Были попытки обнаружить это взаимодействие. Но получаемые данные только качественно совпадали с теорией. Наше исследование говорит, что для того, чтобы обнаружить спиноны, необходимо использовать материал, у которого при высоких температурах много электронов проводимости, но при понижении температуры они все становятся сильно локализованы за счет кулоновского отталкивания. Под такое описание идеально подходят так называемые моттовские изоляторы. Если вы понижаете температуру такого материала, то есть понижаете кинетическую энергию электронов, их кулоновское отталкивание начинает превалировать — электроны теряют возможность двигаться. Они становятся замороженными», — рассказывает Елена Жукова.

В сильных моттовских изоляторах с разупорядоченной спиновой подсистемой, в которых электроны совсем неподвижны, становится возможно наблюдать спиноны методами терагерцовой оптической спектроскопии, в диапазоне частот от 30 ГГц до 5-6 ТГц. Авторы обнаружили это возбуждение в виде дополнительного поглощения электромагнитной волны на низких частотах, характеристики которого очень похожи на теоретически предсказанные.

«Исследованные нами материалы в состоянии диэлектрика поглощали электромагнитные волны сильнее, чем, казалось бы, должны были, причиной чего было возбуждение спинонов. И поскольку этот эффект сугубо квантовый, его необходимо учитывать при создании устройств квантовой электроники, которая использует принципы квантовой природы носителей заряда», — заключает Елена Жукова.

Полученные результаты подтверждают фундаментальную теорию квантовой спиновой жидкости.

Московский физико-технический институт (МФТИ). Блог о последних научных открытиях ученых МФТИ и других российских вузов и исследовательских центров в различных областях науки, от астрофизики до генной инженерии.
Аватар пользователя Фанис Саярович
Ответ прост: наша вселенная, как его сейчас видят, это...
Аватар пользователя Дмитрий Захаров
Базару нет, у водородных элементов высокий кпд. А...

Как мы счастливы, что придуманы спиноны!
Это большая наука?
Я приглашал ядерщиков, чтобы создать научное обоснование причины саморазогрева климата.
Разработано научное обоснование первого и второго приближения. Приглашал их для участия в разработке третьего приближения.
Если не разглашать проблему того, что нам отводится всего 20 лет на нормализацию климата, то дальше реализуется и на Земле парадокс Ферми.
Осталось 20 лет до точки невозврата климата на пути его потепления.
Это признано даже в МГЭИК при ООН.
Мне очень учёные физики ответили, что это их не касается - пусть себе Земля перегреется и взорвётся, как Фаэтон! Очень учёные физики будут изобретать новые названия типа спином, магнон, хренон...
Парадо́кс Фе́рми (англ. Fermi paradox) — отсутствие видимых следов деятельности инопланетных цивилизаций, которые должны были бы расселиться по всей Вселенной за миллиарды лет её развития.

Я не понял суть Вашего посыла, но вроде как там гораздо меньше 20 лет, так как эффект накапливается лавинообразно, так что через 20 лет нас всех уже затопит, задушит парниковым эффектом и тд, так что не паримся, зарабатываем по 20 тысяч в месяц и бухаем =)
Вы всё правильно поняли. Если считаете целесообразным противостоять Божественной воли, то давайте объединять усилия. vinogradov.ge@mail.ru Ещё можно успеть спасти цивилизацию.
Глава 24 Евангелия от Матфея:
И было Иоанну явление Божества чистого. И сила явления такова была, что не мог Иоанн стоять и упал на землю, однако задал вопросы о будущем Земли. Среди ответов был и такой:
- будет сожжена земля на глубину восемь с половиной тысяч локтей. Сожжены будут и горы, и скалы превратятся в пыль, сгорят и деревья, пресмыкающиеся, всякая живность и все живое. Не станет ничего на земле, что бы могло пошевелится и без движения окажется земля (недвижной).
42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.
43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.
*** Бодрствуйте, не спите духовно, не будьте беспечны, но будьте внимательны к признакам «начала конца».
Читайте книги в папке: