Удалось получить третий эмбрион практически вымершего носорога

Удалось получить третий эмбрион практически вымершего носорога

Рождественское чудо: северный белый носорог, последний самец которого умер два года назад, получил еще один хрупкий шанс на спасение вида.

Северные белые носороги
Северные белые носороги / © Ami Vitale

Этот подвид, один из двух вариантов белых носорогов, обитавший в центре Африки, — самый большой носорог в мире и четвертый по размеру сухопутный зверь планеты, уступающий только трем видам слонов. В начале 1960-х в природе жило более двух тысяч этих животных. За 20 лет, в результате варварского браконьерства, их число сократилось до 15 особей. Несмотря на все усилия по охране вида, сегодня в живых остались только две самки, а последний самец по имени Судан умер в 2018 году.

В спасении северного белого носорога участвуют ученые из Германии, Италии, Чехии, Кении, Японии и США, а также сотрудники национального парка Ол-Педжета и Кенийской службы охраны дикой природы. План заключается в том, что до смерти последнего самца удалось получить и законсервировать носорожью сперму. Теперь оставшихся самок, Наджину и Фату, стимулируют, получая их яйцеклетки. Рисковать ими нельзя, поэтому процедуру встречи яйцеклеток и сперматозоидов проводят «в пробирке», а суррогатными мамами для удачливых эмбрионов станут самки ближайшего родственного подвида — южного белого носорога.

Звучит это все проще, чем оказывается на деле. После стимуляции незрелые яйцеклетки (ооциты) забирают под наркозом. Это нужно повторять не слишком часто, чтобы не навредить здоровью Наджин и Фату, но и не затягивать, пока животные не стали слишком возрастными. Затем они проходят инкубацию. С лета, когда проект стартовал, удалось получить два жизнеспособных эмбриона.

В минувшем декабре наконец-то ученым снова удалось крошечное рождественское чудо: к праздникам они успешно оплодотворили еще одну яйцеклетку. Смогли получить девять яйцеклеток — три от Наджин и шесть от Фату; для инкубации ооциты отправляли в Италию. Успешно процедуру прошли пять из девяти: всего одна от Наджин и четыре — от Фату. Эту пятерку оплодотворили заранее подготовленной спермой почившего самца, и одна из четырех яйцеклеток Фату справилась с задачей: третий, жизнеспособный носорожий эмбрион — результат многомесячного труда огромного числа людей (и двух дам-носорогов, конечно).

Пока все эмбрионы находятся в глубокой заморозке, а ученые готовятся к попытке подсадить их и надеятся, что первую процедуру удастся провести уже в этом году. Параллельно они планируют получить еще больше жизнеспособных эмбрионов. Сейчас все эмбрионы получены от Фату; исследователи торопятся получить их и от 30-летней Наджин, пока не стало слишком поздно. Это необходимо для максимального генетического разнообразия восстанавливаемого вида.

Ян Стейскал, директор по международным проектам зоопарка им. Двура Кралове, поясняет: «Мы не знаем, сколько эмбрионов понадобится для успешного возрождения нового северного белого носорога. Вот почему каждый эмбрион так важен, поэтому долгосрочное сотрудничество между учеными, экспертами в зоопарках и специалистами по охране природы на местах является ключевым элементом, если мы хотим дать надежду виду, который иначе вымрет уже через несколько лет».

Полина Гершберг

По мере распространения коронавирусной инфекции сейсмологи разных стран отмечают ослабление высокочастотных колебаний земной коры — шума, созданного человеческой деятельностью.