Найден ранее неизвестный механизм ощущения боли
16.08.2019
Никита Шевцов

Найден ранее неизвестный механизм ощущения боли

Ученые выяснили, что шванновские клетки наряду с ноцицепторами могут участвовать в процессе ощущения боли у мышей.

01_skin_fig-1-20-06-2019-24

До сих пор считалось, что чувство боли, которое мы испытываем, связано только с передачей нервного импульса от рецепторов на поверхности той или иной ткани. Но ученые из Каролинского института в Швеции нашли еще один механизм, ответственный за ощущение боли, — ноцицепцию.

Новое исследование показало, что передавать болевой сигнал способны также шванновские клетки. Это вспомогательные клетки нервной ткани, которые окружают аксоны (структуры, соединяющие нейроны) и помогают создавать и разрушать миелиновые оболочки вокруг них. Миелиновые оболочки повышают скорость проведения импульса по нервным путям и считается, что они отвечают за формирование долговременной памяти.

В ходе своего эксперимента команда ученых создала специальных генетически модифицированных мышей, у которых только шванновские клетки реагировали на свет. В результате ученые обнаружили, что такие мыши ощущают боль при нахождении на свету. Это проявлялось в отдергивании лапы при появлении света и чрезмерном облизывании шерсти.

При этом блокирование действия этих клеток приводило к уменьшению болевой чувствительности при нахождении на свету, однако реакция на воздействие повышенной температуры не изменилась. Это говорит о том, что хотя шванновские клетки и участвуют в процессе проведения болевого сигнала, они обуславливают его не полностью.

Если это действительно так, то открытие может помочь разработать потенциально новые методы лечения для каждого пятого жителя США, который испытывает какую-либо форму хронической боли, и привести к дальнейшему пониманию того, как и почему она возникает. Но многое еще предстоит выяснить: например, как взаимодействуют шванновские клетки с нейронами.

Проведенная аутопсия показала, что коронавирусное заболевание 2019 года поражает в основном легкие. Данных о том, что могут быть затронуты и другие органы, пока недостаточно.

О том, что курение опасно для здоровья, знают все: об этом то и дело напоминают социальная реклама и пугающие иллюстрации на пачках сигарет. Несмотря на это, число курильщиков снижается очень медленно. Даже те, кто искренне хочет бросить курить, сталкиваются с трудностями – все потому, что бросить курить действительно непросто. Разберемся, какие методики отказа от табака наиболее эффективны с точки зрения ученых.