«Чихание» растений распространяет инфекции

«Чихание» растений распространяет инфекции

Микроскопические капли, подпрыгивающие на поверхности листьев пшеницы, переносят споры опасного для злаков гриба-паразита.

sneeze0

Листья пшеницы, как и у многих других растений, супергидрофобны, что снижает накопление грязи и позволяет воде быстро скатываться вниз. Мелкие капли на такой поверхности легко сливаются, а избыток энергии их поверхностного натяжения превращается в кинетическую энергию, выбрасывая отдельные капли прочь. Такой механизм «чихания», или «катапульты поверхностного натяжения», описали американские ученые в статье, опубликованной в Journal of the Royal Society Interface.

Лабораторные эксперименты показали, что «катапульта» способна подбрасывать капли на высоту до пяти миллиметров. Этого достаточно, чтобы их подхватил ветер. Более того, ученые выяснили, что такие капли способны накапливать споры Puccinia recondita. Эти паразитические грибы поражают злаки по всему миру и особенно опасны для пшеницы, так как вызывают у нее болезнь — бурую ржавчину. По оценкам ученых, «чихание» больного растения уносит с поверхности листьев порядка 10 грибковых спор за час на каждый квадратный сантиметр.

©Saurabh Nath, Virginia Tech, Science News

Ученые уверены, что продемонстрированный ими механизм служит важным каналом передачи инфекции между растениями «воздушно-капельным путем». Возможно, в будущем пораженные бурой ржавчиной поля удастся обрабатывать веществами, снижающими гидрофобность листьев пшеницы, чтобы замедлить распространение болезни.

27 мая, в 23:33 (мск), в рамках миссии SpaceX DM-2 должен состояться первый пилотируемый запуск нового космического корабля Crew Dragon. Трансляцию вы сможете посмотреть на нашем сайте.

Смоделировав удар астероида, который почти 66 миллионов лет назад запустил массовое мел-палеогеновое вымирание видов, ученые показали, что он был нанесен с северо-востока, под углом почти в 60 градусов.

«Синтезатор норимаки» с помощью электрической стимуляции воздействует на определенные зоны языка — и позволяет ощутить любой из пяти основных вкусов без необходимости потреблять пищу.

Новые данные показывают: численность бобров в России и Евразии резко недооценивалась. Их здесь миллион, а вскоре будет во много раз больше. Тогда бобры полностью изменят наш ландшафт — причем в лучшую сторону. Как ни странно, эти существа способны заселить не только леса, но и тундру, степь и даже морские берега. По пути они полностью изменяют экосистему — а также шансы на выживание в ней людей. Начнись процесс бобриной реконкисты чуть раньше — и тысячи москвичей были бы спасены. Попробуем разобраться почему.

Илон Маск пообещал, что новый электроспорткар получит опцию как у автомобилей Джеймса Бонда.