Naked Science — новости науки
27 февраля, Суббота

Замеченную в 2019 году гравитационную волну GW190521 до сих пор объясняют слиянием пары черных дыр, однако новая гипотеза связывает ее с гипотетическими бозонными звездами, состоящими из гипотетических частиц.

Пролетая мимо Венеры, Parker Solar Probe увидел то, чего не должен был: ему удалось случайно заглянуть под плотные облака

Кадр из фильма «Престиж»

28 февраля, в 10:00 (мск), должен состояться запуск ракеты «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат». Носитель выведет на орбиту гидрометеорологический комплекс «Арктика-М». Трансляцию вы сможете посмотреть на нашем сайте.

Палата для больных Covid-19

Итальянцы подписали соглашение, предполагающее постройку двух субмарин U212NFS. Их будут строить по немецкой лицензии.

Субмарина U212NFS

Австралийские инженеры отчитались об успешном испытании прототипа реактивного двигателя новой конструкции — вращающегося детонационного. Такая технология разрабатывается всего несколькими научно-исследовательскими организациями в мире, и результат специалистов из Мельбурнского королевского технологического института — едва ли не первый крупный успех.

Гольфстрим и другие течения Атлантического океана, общая система которых перераспределяет тепло по нашей планете и оказывает большое влияние на климат, сейчас движутся медленнее, чем около 1000-1600 лет назад.

Атлантика

Развитие хватательной кисти у наших предков, по мнению международной группы ученых, могло идти параллельно или сразу после появления прямохождения.

Из-за выявленных ранее технических проблем компания Илона Маска решила провести еще одни огневые тесты демонстратора космической системы Starship. Точные сроки его запуска пока не известны.

Ученые из США выяснили, что молодые динозавры занимали ниши мелких животных, поэтому разнообразие этих существ было невелико.

Группа российских и американских исследователей, занимающихся изучением паразитов летучих мышей, составила полный перечень мух-никтерибиид для всех регионов России. Представители семейства способны переносить инфекции, опасные для животных и человека. Для девяти регионов России никтерибииды выявлены впервые. В Сибири их обнаружили на летучих мышах, которые часто встречаются в населенных пунктах и контактируют с людьми.

Новая гипотеза объясняет появление сверхмассивных черных дыр в ранней Вселенной коллапсом гало темной материи.

Согласно новому графику, первый старт тяжелой многоразовой ракеты New Glenn может состояться в конце 2022 года. Ранее в качестве возможной даты называли 2021-й, а до этого он был намечен на прошлый год.

New Glenn

Кадр из фильма «‎Идеально»‎

Т-14

Американские физики получили новые данные о внутреннем строении протона, которые идут вразрез с результатами экспериментов, проведенных в начале 1990-х. Они дают шанс уже «отложенным в сторону» теориям, объясняющим асимметрию этой частицы, снова стать актуальными.

Атеизм

Американские астрономы нашли фактическое подтверждение высказанной около двух десятилетий назад теории, объясняющей, откуда массивные галактики берут необходимое для существования вещество. Со стороны выглядит так, будто колоссальное космическое образование высасывает холодный газ из межгалактической среды с помощью исполинских трубочек для коктейлей.

Астрономы впервые наблюдали нити холодного газа, которые питают массивные галактики и спасают их от коллапса

Leopard 2A7А1

В научно-исследовательской лаборатории «Безопасность и электромагнитная совместимость радиоэлектронных средств (НИЛ «БЭМС РЭС») Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники разработали коаксиальную камеру для измерения эффективности экранирования композитных материалов. Возможно, результатом работы ученых станет целый комплекс из различных устройств, которые позволят проводить измерения разных видов экранирующих материалов (например, для защитных средств) в разных диапазонах частот.

Коллектив Международного исследовательского института интеллектуальных материалов провел пятидневный эксперимент на синхротроне в Гренобле в рамках Российско-Бельгийского гранта РНФ. Исследования направлены на разработку и диагностику новых эффективных катализаторов, которые могут быть использованы в фармацевтической и тонкой химической промышленности. В ходе работы ученые получили селективный катализатор, способный производить ценные ненасыщенные углеводороды без образования гораздо более дешевых насыщенных. Эти материалы позволят получать алкены не из нефтепродуктов, как это делается сейчас, а из биосырья.

Международный коллектив палеонтологов пришел к выводу, что насекомых, живших во времена динозавров и имевших странную форму головы, можно отнести к родственникам стрекоз.

Склонность к укреплению групповых связей перед лицом внешней опасности, возможно, досталась нам от общих предков с шимпанзе. Исследования японских ученых показывают, что эти животные тоже любят сплачиваться перед общим врагом.

Исследователь Сколтеха разработал теоретическую модель формирования волн в проливах и каналах с учетом нелинейности в присутствии береговой линии. Результаты исследования могут быть использованы для повышения точности прогнозов морских волнений, обеспечения безопасности морских путешествий и защиты объектов инфраструктуры на прибрежных территориях.

Миссия Perseverance / ​©NASA

Кадр из сериала "Бесстыжие"

С 1860-х человечеству обещают исчерпание угля, с 1960-х – нефти. После них, уверены многие, цивилизация не сможет поддерживать прежний уровень потребления энергии, отчего жизнь станет заметно сложнее. Такие предсказания есть и по поводу металлов, и даже плодородной земли, которой уже полвека обещают скорый коллапс из-за эрозии. Как ни странно, история человечества показывает, что практически все прогнозы такого рода – иллюзии. Проблем у нашего вида много, но исчерпание основных ресурсов к ним явно не относится. А вот сама идея конечности ресурсов по-настоящему вредоносна: веря в нее, мы, люди, совершаем много грубых ошибок, стоящих дорого. Разбираемся почему.

Операторы в Лаборатории реактивного движения NASA получили первый сигнал с Марса от революционного демонстратора технологий — первого вертолета, созданного для полетов на другом небесном теле. Дрон Ingenuity пока еще не отделился от марсохода Perseverance, но уже отчитался о том, что всего его ключевые системы работают, как и задумано.

NASA опубликовало на официальной странице в Twitter первые цветные снимки, сделанные аппаратом Perseverance. На них видно, как марсоход приближается к поверхности планеты и приземляется на нее.

Марсоход опускается на поверхность планеты / ©NASA/JPL

Палата для больных Covid-19

Когда речь заходит о передаче возбудителей инфекции воздушно-капельным путем, как это характерно для коронавируса, например, обычно вспоминают про кашель и чихание. Однако мельчайшие капельки влаги, которые содержат вирусные частицы, отлично распространяются в воздухе даже при обычном разговоре. Японские инженеры наглядно продемонстрировали этот процесс, причем в экспериментах они воссоздали самые разные условия — с надетой маской и без, — а также расположили собеседников в наиболее распространенных для сферы услуг позах.

Кадр из фильма «‎Идеально»‎

Данные государственной армянской статистики свидетельствуют: в 2020 году там умерло на 35% больше людей, чем в 2019-м. На первый взгляд, все логично: война большого размаха неизбежно ведет к жертвам. Однако внимательный взгляд на официальную статистику показывает совсем иное: Армения потеряла от эпидемии в разы больше людей, чем от войны. Скорее всего, большая часть местного населения переболела — хотя иной раз и бессимптомно. Как так вышло, что официальное число жертв коронавируса в Армении намного меньше? И означает ли это, что эпидемия «затухла», ведь «все переболели»? К сожалению, все не так просто.

Американцы показали, как будут выглядеть F-15EX, состоящие на вооружении ВВС США. Ранее мы могли видеть эту машину в неокрашенном виде.

F-15EX

Кадр из фильма «Престиж»

Принадлежащая украинскому предпринимателю Максиму Полякову компания Firefly Aerospace должна запустить исследовательский космический аппарат Orbital Test Bed (OTB) 2 от General Atomics в 2022 году.

Alpha

Специалисты из США и Великобритании узнали психологические характеристики людей, склонных к экстремистским действиям. А также то, какие реакции характерны для их мозговой активности.

Leopard 2A7А1

Вакцинация «Спутником» в Венгрии

Пентагон признал, что изучал места крушения НЛО и располагает находками, которые «изменят наши жизни навсегда»

До недавнего времени даже такой фанат зеленых технологий, как Билл Гейтс, считал, что электрофуры никогда не станут экономически оправданными. Но в новом интервью Илон Маск сообщил цифры, которые переворачивают эту картину с ног на голову. Tesla Semi, продажи которой начнутся в 2021 году, тратит всего один киловатт-час на километр пути. Почему это так важно для всей планеты? И как именно от новинки пострадают производители грузовиков по всему миру, включая российских? Попробуем разобраться.

Соединенные Штаты переживают крупнейшие веерные отключения электроэнергии за долгие годы на фоне рекордно низких температур и обильных снегопадов. В блэкаутах сгоряча попытались обвинить не предназначенные для таких условий ветряки, да солнечные панели, однако не все так просто. Как показывают первые итоги разбирательства, причин было много и подвели вовсе не «зеленые», а гораздо более «традиционные» источники энергии — газовые и угольные электростанции.

«Провал ветряков», организационные проблемы или климатическая аномалия: в США произошел рекордный блэкаут, но виновных в нем еще не нашли

По данным осведомленного источника, Россия строит еще три БПЛА «Охотник». При этом третий и четвертый образцы должны де-факто соответствовать серийной версии.

С-70

Австралийские ученые узнали, каким образом ограничение белка в рационе влияет на долголетие. Оказывается, дело вовсе не в самих белках.

Миссия Perseverance / ​©NASA

Российские инженеры приступили к наземным испытаниям летающей лаборатории на базе Як-40, оснащенной сверхпроводниковым электродвигателем. Он установлен в носовой части летательного аппарата.

В 1940-1945 годах союзники сбросили на Германию 1,8 миллиона тонн бомб. Усилия предприняли огромные: основные военные расходы Соединенные Штаты и Британии ушли именно в стратегические бомбардировки, а не на войну на суше или помощь СССР. Потери летного состава оказались кошмарными: одни ВВС Британии при бомбежках немецких городов лишились большего числа летчиков, чем Красная армия за всю войну. Союзники ожидали соответствующей отдачи — что немцы сдадутся от одних ударов с воздуха, без высадки на континенте. Увы, этого не случилось. Более того, послевоенная американская комиссия обнаружила, что эффект этих ударов был достаточно умеренным. Попробуем разобраться, отчего все эти акции типа уничтожения Дрездена оказались пустой тратой времени и средств.

Дрезден, Аллегория Добра

Совершил первый полет глубоко модернизированный F-15. Машина, получившая обозначение F-15EX, должна стать одним из самых совершенных истребителей четвертого поколения.

F-15EX

Это стало возможным благодаря новозеландским деревьям, которые сохранились в отложениях возрастом более 40 тысяч лет назад. В итоге специалисты смогли узнать, что происходило на планете во времена «геомагнитного экскурса».

Индийская армия получила танк Arjun Mk 1A, представляющий собой развитие не слишком удачного Arjun Mk 1. Масса боевой машины составляет 68 тонн, что делает ее одним из самых тяжелых танков в мире.

Известная уже более века особенность раковых клеток оказалась потенциальной мишенью для перспективных способов лечения онкологии. Чтобы это выяснить, четырем лабораториям по всему миру пришлось вырастить около тысячи культур человеческих клеток и подвергнуть их воздействию многих сотен различных медикаментов.

Израильские ученые нашли «ахиллесову пяту» большинства раковых клеток

Американские физики моделировали черные дыры с экстремальными параметрами и обнаружили у них уникальные характеристики. Их также именуют «волосами», поскольку по ним можно различить такие астрономические объекты с одинаковыми массой, спином и зарядом. А это идет вразрез с одним из прямых следствий Общей теории относительности — теоремой об отсутствии волос.

У черных дыр нашли «волосы», что ставит под сомнение одну из важнейших гипотез, основанных на теории относительности

По словам предпринимателя, существующие правила Федерального управления гражданской авиации США могут стать серьезным препятствием на пути к освоению человеком Красной планеты. Напомним, вскоре должны состояться очередные испытания прототипа космической системы Starship.

Starship

Мы собрали одиннадцать самых острых вопросов о вакцинации: нужна ли она после данных о новых штаммах, как узнать, что препарат сработал, и правда ли, будто новые вакцины могут вызывать рак и паркинсонизм, как говорит ученый, ушедший из НИЦ имени Гамалеи и уехавший работать во Францию. Краткое резюме: увы, и среди ученых бывают ошибочные мнения. Вакцинироваться все же стоит, а вот быть слишком доверчивым — нет.

Военно-воздушные силы США получили первый самолет AT-6E Wolverine. Поставку осуществили в рамках программы AERONet (Airborne Extensible Relay Over-Horizon Network), направленной на отработку авианаведения.

AT-6E

Первый в истории зафиксированный межзвездный объект, который проходил через Солнечную систему — астероид 1I/Оумуамуа, — до сих пор вызывает нескончаемые споры как в научных кругах, так и среди любителей астрономии. Один из наиболее ярых сторонников гипотезы рукотворного происхождения этого тела, Ави Леб, выпустил целую книгу, в которой подробно доказывает свою точку зрения.

Гарвардский профессор снова назвал астероид 1I/Оумуамуа посланником инопланетян. На этот раз аргументов — целая книга