Naked Science — новости науки
29 мая, Пятница

В Шлиссельбурге провели спуск на воду судна «Адмирал Невельской»: оно разработано для перевозки грузов и пассажиров в сложных условиях.

Новое исследование показало, что под действием вейпинга бактерии в полости рта быстро образуют защитную биопленку, ускоряя развитие болезней.

На поверхности алтаря в святилище времен Иудейского царства найдены следы сжигания конопли, привезенной из Центральной Азии.

Стены верхнего города Арада времен Иудейского царства

Ученые из Техаса применили новый метод радиоизотопного анализа и уточнили возраст обнаруженной на шотландском острове окаменелости многоножки. Выяснилось, что она на 75 миллионов лет младше, чем считалось ранее.

Князь Владимир

Новый исследовательский инструмент позволил уточнить данные, полученные астрономами четыре года назад.

Рассвет на Проксиме B

Некоторые генетические варианты у людей позволяют лучше воспринимать тонические языки. Это могло способствовать эволюции таких языков, как китайский.

Новая модель показывает, что происходит на ранних этапах формирования этого органа, ранее бывших малоизученными.

Кластеризация клеток мозга 14-дневного эмбриона

Специалисты НИУ ВШЭ провели исследование среди 30 тысяч россиян. Результаты, в частности, показали, какой процент жителей России не верит в реальное существование коронавируса, сколько человек жаждут снятия режима ограничений, а сколько убеждены, что предпринятые властями меры, напротив, были необходимы, чтобы остановить рост заболеваемости.

Люди в масках

Препараты, испытания которых недавно приостановили из-за повышенной смертности среди пациентов, могут быть эффективнее при выделении S-изомеров из рацемической смеси.

Эстонская компания Milrem Robotics замахнулась на мини-революцию в военном деле, анонсировав скорые тесты перспективного беспилотного комплекса Type-X.

Type-X

Исследователи Сколтеха и их коллеги изучили более 30 тысяч вариантов генетических последовательностей, кодирующих два флуоресцентных белка, чтобы понять, какие характеристики мРНК и первого десятка кодонов в ней могут повышать эффективность процесса трансляции. Помимо прочего, они установили, что редкие кодоны в начале последовательности, по-видимому, не увеличивают эффективность трансляции, как предполагалось ранее.

Разработчики из Германии продемонстрировали «биогибридный композит», позволяющий напрямую собирать электрические заряды с бактериальных клеток.

Среди тысяч окаменелых костей аллозавров позднего юрского периода, найденных в Колорадо, почти каждая третья сохранила следы каннибализма.

Вчера, в районе 22 часов по московскому времени, над Арменией взорвался очень яркий болид.

Экипаж корабля Crew Dragon

Эти существа «изобрели» очень редкий для наземных животных способ маскировки.

Стеклянная лягушка

Двигатель ракеты проработал лишь девять секунд, а после заглох. Сама ракета не взорвалась и упала в Тихий океан.

Кадры запуска ракеты

Эксперименты с голодающими мушками-дрозофилами помогли ученым выявить три типа белковых молекул, необходимых для транскрипции генов аутофагии и активного запуска этого процесса.

Аутофагия

Необычное явление открыли два американских ученых в процессе тестирования программы, которая моделирует взаимодействия частиц в микроскопических масштабах.

Явление открыли почти случайно

Тюменские ученые оценили площадь распространения и частоту возникновения природных пожаров в лесотундре Западной Сибири, где экологические последствия таких возгораний наиболее опасны. Проанализировав космические снимки и проведя подсчеты площадей сгоревших участков, исследователи определили, что следы пожаров наблюдаются на 10,5 процентах территории этого региона.

Исследователи из Центра энергетических наук и технологий Сколтех (CEST) визуализировали формирование поверхностного пассивирующего слоя на углеродистых электродных материалах аккумуляторного класса с использованием локальной атомно-силовой микроскопии (AFM). Это поможет исследователям разрабатывать и изготавливать аккумуляторы с более высокой производительностью и долговечностью.

На базе лаборатории мониторинга окружающей среды химического факультета ТГУ проведен ряд исследований, в ходе которых химики изучали зольный остаток растений, волос человека и шерсти животных. Целью анализа было выявить закономерности накапливания химических элементов, в том числе токсичных, в биологических объектах. В результате удалось установить, что состав и распределение химических элементов в волосах неодинаковы для женщин и мужчин, а также людей одного пола, но разного возраста и с различным уровнем сопротивляемости организма к отрицательным воздействиям переменных факторов окружающей среды.

Мимические причмокивания у шимпанзе происходят примерно с той же частотой, что и движения губ при разговоре у людей, указывая на их возможное общее происхождение.

Смоделировав удар астероида, который почти 66 миллионов лет назад запустил массовое мел-палеогеновое вымирание видов, ученые показали, что он был нанесен с северо-востока, под углом почти в 60 градусов.

«Синтезатор норимаки» с помощью электрической стимуляции воздействует на определенные зоны языка — и позволяет ощутить любой из пяти основных вкусов без необходимости потреблять пищу.

"Синтезатор норимаки"

Медицинский гаджет позволит мониторить распространение инфекции и предотвращать крупные вспышки заболевания.

На заводе компании SkyWater Technology

Этому способствуют совершенствование компьютерных игр и растущая популярность удаленной работы.

Готовы нырнуть в метавселенную с головой?

Скафандр SpaceX

противокоронавирусная иммунизация россиян

27 мая, в 23:33 (мск), в рамках миссии SpaceX DM-2 должен состояться первый пилотируемый запуск нового космического корабля Crew Dragon. Трансляцию вы сможете посмотреть на нашем сайте.

"Синтезатор норимаки"

Новые данные показывают: численность бобров в России и Евразии резко недооценивалась. Их здесь миллион, а вскоре будет во много раз больше. Тогда бобры полностью изменят наш ландшафт — причем в лучшую сторону. Как ни странно, эти существа способны заселить не только леса, но и тундру, степь и даже морские берега. По пути они полностью изменяют экосистему — а также шансы на выживание в ней людей. Начнись процесс бобриной реконкисты чуть раньше — и тысячи москвичей были бы спасены. Попробуем разобраться почему.

Аутофагия

Илон Маск пообещал, что новый электроспорткар получит опцию как у автомобилей Джеймса Бонда.

Tesla Roadster

Американские ученые изучили скрытую экосистему ныне затопленной Палео-Агульской равнины, которая много тысяч лет назад могла представлять собой райское место для людей и животных.

Европейцы считают запах духов «Шанель» приятным, а папуасы Новой Гвинеи терпеть его не могут, зато обожают аромат свиного жира. Почему разные культуры оценивают запах по-своему, какую роль в нашей жизни играют ароматы, как мы выбираем партнера, опираясь на собственный нюх, и почему супружеским парам не стоит спать под одним одеялом? Об этом – в нашем материале.

Данные опроса свидетельствуют, что люди не желают разбираться в научной стороне вопроса о вакцинации, а склонны принимать точку зрения в соответствии с политическими предпочтениями.

Демонстрация людей, верящих в конспирологическую теорию о вреде вакцинации

Рисунок на спине змей может помогать в маскировке и уходе от преследования, а в некоторых случаях — продемонстрировать угрозу для хищника.

Обыкновенная гадюка

Десантный транспорт-док типа San Antonio испытал установленную на его борту мощную лазерную установку Laser Weapon System Demonstrator (LWSD) Mk 2 Mod 0: в ходе тестов был успешно уничтожен беспилотник.

USS Portland

Британские специалисты спасли женщину, в крови которой концентрация кофеина превышала летальную почти вдвое.

coffee-cup

Многие слышали словосочетание «солдат будущего», однако не все понимают, о чем именно идет речь. Сегодня мы рассмотрим этот термин на примере экипировки для военнослужащих российской армии, известный как «Ратник», а также поговорим о перспективном комплекте, получившем ранее обозначение «Сотник».

Ратник

Веганы и люди с непереносимостью животных белков смогут тренироваться с высокой результативностью.

Микопротеин

Доминирование одних оптических изомеров над другими, характерное для всех живых организмов, могло возникнуть на Земле еще до возникновения самой жизни, под действием поляризованных мюонов.

Весна в Москве

Штамм, доминирующий в Европе и США, может мутировать дальше и потенциально ограничивать эффективность разрабатываемых против SARS-CoV-2 вакцин.

Микрофотография коронавирусных частиц

Поверхность Луны оказалась богата углеродом — относительно легким элементом, который не мог бы сохраниться в материале спутника Земли, если бы он сформировался после столкновения с Тейей. Это означает, что ни этой гипотетической планеты, ни самого мегасоударения Земли с ней никогда не было. Луна же возникала по принципиально иному механизму, открытому в 2007 году физиком Николаем Горькавым. Причем в таком сценарии это небесное тело более пригодно для колонизации землянами. Разбираемся почему.

Планета с кольцами

«Вопрос о том, станет ли битва за Россию самой важной битвой в истории человечества, решают не немецкие солдаты. Ответ на него зависит от русских», – такой вывод сделал в своей редакционной статье нью-йоркский еженедельник «Тайм» 30 июня 1941 года, спустя восемь дней с момента вторжения Германии в СССР.

Новый препарат, который, по мнению его создателей, может помочь остановить пандемию раньше и эффективнее, чем вакцинация, подошел к стадии клинических испытаний.

лаборатория

Потенциально фатальные сочетания жары и влажности могут сделать жизнь людей в некоторых регионах планеты попросту невыносимой.

влажная жара

Цена, которую пришлось за это заплатить, огромна: избыточная смертность за время эпидемии уже к 4 апреля равнялась 0,5% населения. По всей видимости, формирование группового иммунитета для Италии в целом значило бы гибель трехсот тысяч человек. Для стран с населением США цифра может уйти выше полутора миллионов умерших.

Японским ученым удалось установить инопланетное происхождение органических соединений в метеорите, найденном в Антарктиде 36 лет назад.

марсианский метеорит

В 2019 году рейтинг отношения к Иосифу Сталину побил все рекорды. В апреле «Левада-центр» опубликовал результаты опроса, которые показали, что 70% россиян вполне одобряют его политику. Это еще что: те же исследования свидетельствуют, что уровень доверия к «отцу народов» у соотечественников постоянно растет. И все-таки немного найдется политиков со столь неоднозначными оценками их личности, как у «Вождя, Друга и Учителя». Психологи же безапелляционны: у Сталина были отклонения. Какие – попробуем разобраться.

Иосиф Сталин

Ученые идентифицировали белок, очень высокий уровень которого в крови пациентов с Covid-19 может быть предиктором такого угрожающего состояния.

Коронавирус предиктор

Обнаружение SARS-CoV-2 в сперме у мужчин с тяжелым течением болезни поднимает вопрос о возможности распространения вируса половым путем.

Физики из Уханя продемонстрировали прототип двигателя, который создает реактивную струю непосредственно из воздуха, за счет одного лишь электричества, – и не нуждается в сжигании топлива.

Крупные водные хищники — спинозавры — известны лишь по фрагментированным останкам, которые долго не позволяли ответить на вопрос об их способности плавать. Однако новый образец хвоста уникальной сохранности показал, что спинозавры были ловкими и опасными пловцами.

В Армении с 4 мая 2020 года снимают большинство карантинных ограничений. В России разрабатывают меры для поэтапного выхода оттуда в ближайшее время. Трамп в США обещает устроить нечто подобное. Возникает вопрос: как это сочетается с ростом заболеваемости во всех этих странах? На что надеются политики, планирующие снять карантин в разгар эпидемии? Чем заплатят за их надежды граждане этих стран и не придется ли вводить карантин вновь? Попробуем разобраться в ситуации.

Иран, февраль 2020

Скафандр SpaceX

Полукарантин в России или США все так же полуэффективен, а вакцины не будет еще долгие месяцы. Поэтому многие возлагают надежды на близкое лето: другие коронавирусы летом, по неизвестным причинам, отступают. Что говорит на эту тему опыт жарких стран, к которым, как ни странно, трудно отнести Эквадор с его трупами на улицах? Пока он выглядит скорее позитивным: похоже, жаркие страны действительно страдают от пандемии меньше всех. Тем не менее надежды, что летняя жара поможет именно России, очень мало. Попробуем разобраться почему.

Жара и коронавирус