15.10.2018
Редакция Naked Science
2 003

Стивен Хокинг: сверхлюди положат конец человечеству

Прошло уже полгода со смерти великого Стивена Хокинга. Однако, судя по его последним, еще не опубликованным работам, ученому было что сказать.

ap_535597915281-e15395476855181

Спустя несколько дней после публикации в Сети последней научной работы Хокинга появились слухи о его предсказаниях касательно страшной судьбы человечества. В выдержках из его книги-эссе «Короткие ответы на большие вопросы» (Brief Answers to the Big Questions), которая поступит в продажу на этой неделе, ученый предостерегает, что генная инженерия необратимо изменит траекторию пути человеческой эволюции.

«Мы вступаем в новую фазу, которую можно назвать самостоятельной эволюцией, в которой мы сможем менять и улучшать нашу ДНК, — пишет Хокинг. — Мы уже составили карту ДНК, а это значит, что прочли «книгу жизни» и теперь можем вносить исправления».

Ученый предполагает, что на ранних стадиях этих возможностей, таких как технология CRISPR-Cas9, генетические изменения сосредоточатся на устранении генетических дефектов. В то же время для более серьезного вмешательства в человеческую физиологию — например, с целью улучшения человеческого интеллекта — понадобится больше времени и навыков, так как для этого нужны масштабные и сложные работы.

«Короткие ответы на большие вопросы» / © Amazon/John Murray

Хокинг настаивает, что, несмотря на преграды, в результате развития науки и технологий новые методы по созданию людей с определенными качествами в итоге разделят общество, а не объединят его.

«Я уверен, что в течение этого века люди выяснят, как изменять интеллект и инстинкты, такие как агрессия, — пишет он. — Возможно, будут изданы законы, запрещающие генную инженерию среди людей. Но некоторые не смогут устоять перед соблазном улучшить такие человеческие качества, как объем памяти, устойчивость к заболеваниям и продолжительность жизни».

Элита, которая получит такое генетическое улучшение (Хокинг называет их «сверхлюдьми»), в итоге начнет противостоять «естественным» людям. Как предполагает ученый, результат этого столкновения может определить, кто будет править планетой.

«Как только появятся такие «сверхлюди», возникнут серьезные политические проблемы с «неулучшенными» людьми, — заявляет ученый. — Предположительно, они либо вымрут, либо не будут ничего решать. Вместо них появится раса существ, самостоятельно проектирующих и улучшающих себя».

Хотя беспокойство Стивена Хокинга на этот счет может показаться преувеличенным, ученые уже несколько лет обсуждают этическую сторону CRISPR. Многие разделяют мнение гениального физика о том, что генетические модификации приведут к появлению «дизайнерских детей».

Тем не менее «сверхлюди» не самая страшная беда, по словам Хокинга. Еще при жизни ученый неоднократно утверждал, что наибольшую опасность представляет сверхразумный ИИ с опасными способностями и целями, не согласующимися с человеческими.