Новосибирские археологи обнаружили уникальную фигурку 5000-летней давности — Naked Science
25.10.2017

Новосибирские археологи обнаружили уникальную фигурку 5000-летней давности

В Новосибирске при раскопках найдена уникальная фигурка человека в головном уборе из перьев, созданная неизвестной культурой 5000 лет назад.

siberia0

В Новосибирске на восточном берегу Оби при раскопках древних захоронений на памятнике «Турист–2» был обнаружен целый ряд уникальных артефактов. Самым интересным из них ученые считают фигурку человека, выполненную из пока не идентифицированного органического материала, сообщает The Siberian Times. Фигурка изображает человека в крайне необычном для местности уборе из птичьих перьев и украшена необычным орнаментом – хотя, возможно, «перья» изображают свечение вокруг неизвестного божества.

Фигурка изготовлена из пока точно неустановленного органического материала – скорее всего, из древесины или кости / ©The Siberian Times, ИАЭТ СО РАН

Слой находок датируется возрастом около 5000 лет и принадлежит к останкам пока неустановленной культуры. По словам знаменитого археолога из новосибирского Института археологии и этнографии (ИАЭТ) СО РАН Вячеслава Молодина, уборы из перьев нехарактерны для древних сибирских культур, тем более того времени. Их находят значительно южнее, на Среднем Востоке, и значительно более позднего времени.

«Мы обнаружили фигурку птицы из кости, которая, скорее всего, нашивалась на одежду или носилась как подвеска, – говорит глава археологической экспедиции Наталья Басова. – Были четыре антропоморфные фигурки из мамонтового бивня, песчаника, древесины березы и, наконец, неизвестного органического материала, который еще предстоит проанализировать».

Еще одна фигурка: вырезанная из кости птица в человеческой одежде – возможно, подвеска / ©The Siberian Times, ИАЭТ СО РАН

По словам ученых, находки были сделаны не в самих захоронениях, а в стене раскопа. Это может свидетельствовать о том, что они активно использовались в ритуальных целях. Предварительная датировка относит культуру, создавшую эти артефакты, к третьему тысячелетию до н. э. Однако на том же памятники обнаружены артефакты еще на 1000 лет старше, а также останки поселения ирменской культуры (ок. VIII в. до н.э.) и тюркские захоронения времен Средневековья. Основная же часть памятника относится к кротовской культуре.

Особенности захоронения указывают на кротовскую культуру / ©The Siberian Times, ИАЭТ СО РАН

Археологи уверены, что находки достойны оказаться в Эрмитаже, и, возможно, вскоре артефакты древних культур Сибири проделают путь до Петербурга. Однако ученым еще предстоит идентифицировать их создателей. «Судя по иконографии изображений, они похожи на окуневскую или самусьскую культуру, – говорит Вячеслав Молодин. – Однако первые никогда не достигали этой местности, а вторые устраивали совершенно другие захоронения. Особенности захоронения, без сомнения, указывают на кротовскую культуру».

Американская компания внедрила в свою обувь цифровые технологии.