10.02.2021
12 329

Миллиард лет непрерывного движения тектонических плит Земли показали на видео

4.9

Ученые представили первую непрерывную модель движения плит Земли, охватывающую от миллиарда лет назад до наших дней и включающую улучшенную модель для неопротерозоя — кембрия (1000–520 миллионов лет назад).

Движение тектонических плит
Движение тектонических плит / © Сиднейский университет

Тектоника плит — научная теория, описывающая крупномасштабное движение семи или восьми больших плит (в зависимости от того, как их определяют) и большего числа меньших плит твердой оболочки нашей планеты, то есть литосферы. Относительное перемещение плит обычно составляет от нуля до 100 миллиметров в год: поскольку тектонические процессы начались на Земле между 3,3 и 3,5 миллиарда лет назад, этой скорости оказалось достаточно, чтобы перемещать целые континенты.

Команда геофизиков из Китая, Австралии и Канады создала одну из самых полных на сегодня моделей непрерывного движения тектонических плит начиная с миллиарда лет назад. И такой внушительный промежуток времени уместили на 40-секундном видео. Само исследование опубликовано в журнале Earth-Science Reviews.

«Наша планета уникальна тем, что на ней есть жизнь. Но это возможно только потому, что геологические процессы, такие как тектоника плит, обеспечивают планетарную систему жизнеобеспечения. Наша команда создала совершенно новую модель эволюции Земли за последний миллиард лет», — рассказал профессор Дитмар Мюллер из Сиднейского университета.

Видео с движением тектонических плит / © Сиднейский университет

В течение последних четырех лет авторы исследования собирали данные об относительных перемещениях плит на всех континентах и ​​тектонической истории для удаленных регионов. Полученная в результате анимированная реконструкция показывает, как океаны раскрывались и сужались, континенты расходились и периодически рекомбинировались, соединялись и образовывали суперконтиненты.

«В человеческом масштабе времени все движется в сантиметрах в год, но, как мы видим, континенты были повсюду во времени. Такое место, как Антарктида, которое мы сегодня видим как холодный и негостеприимный регион, на самом деле, когда-то было прекрасным для отдыха на экваторе», — добавил Сабин Захирович из Сиднейского университета.

Новая модель позволит ученым лучше понять, как изменился климат и океанические течения, как компоненты из недр помогли запустить эволюцию. В итоге, отмечают исследователи, их работа, быть может, объяснит, почему на нашей планете есть жизнь.

«Конечно, эта реконструкция предназначена для отражения основных аспектов глобальной тектоники за последний миллиард лет, следовательно, в ней отсутствуют многие детали, которые можно было бы включить для отдельных регионов», — подытожили авторы исследования.