20.05.2021
8 094

Тихоходками выстрелили «из пушки»

5.7

Чтобы проверить способность тихоходок пережить удар при падении на поверхность другого небесного тела, ученые устроили стрельбы в лаборатории.

©Janine and Jim Eden, AMNH, Flickr

Тихоходок можно назвать чемпионами по выживанию среди животных. Эти микроскопические и невзрачные на вид существа переносят нагревание выше 100 °С и многолетнюю заморозку, почти полное пересыхание и давление в тысячи атмосфер. Они нечувствительны к ядовитому сероводороду, высоким дозам ультрафиолета и ионизирующего излучения. Поэтому в 2019 году тихоходок поместили на борт израильского зонда Beresheet — первого «частного» аппарата, который должен был совершить мягкую посадку на Луне.

К сожалению, миссия Beresheet завершилась провалом — аппарат разбился. А отправка на спутник земных животных (о чем организаторы даже не уведомили никого заранее) вовсе вызвала шквал критики и предостережений о загрязнении космического пространства. Однако эти события заставили британских ученых задуматься: что стало с тихоходками после лунной катастрофы?

В самом деле, эксперименты на борту МКС показали, что некоторые из них способны пережить пребывание в открытом космосе. Но выдержат ли они падение, столкновение и удар — импактное событие? Чтобы проверить это, Алехандра Траспас (Alejandra Traspas) и Марк Бёрчел (Mark Burchell) провели лабораторные эксперименты, о результатах которых сообщили в статье, опубликованной в журнале Astrobiology.

Пару десятков тихоходок ученые накормили и напоили, после чего поместили на двое суток в морозилку. Неблагоприятные условия холода стимулировали переход животных в состояние анабиоза. В таком виде их по две-четыре штуки отправляли в полую нейлоновую капсулу, которой выстреливали из двухступенчатой легкогазовой баллистической установки — проще говоря, специального «лабораторного ружья», которое используется для исследования импактных явлений и позволяет достичь скоростей куда больших, чем обычное оружие.

Снаряженные тихоходками пули выстреливались в мишень из песка, расположенную в нескольких метрах. Оценив состояние животных, ученые обнаружили, что некоторые из них пережили столкновение на скорости до 0,9 километра в секунду (около 3000 километров в час) и моментальный скачок давления выше 1,1 гигапаскаля (11000 атмосфер). По словам авторов, это свидетельствует, что падение Beresheet тихоходки не пережили. Сам удар зонда произошел на меньшей скорости, однако расчеты показывают, что давление, возникшее при ударе металлической рамы о поверхность, подскакивало куда выше предела, который переносят тихоходки.

Эта работа ставит новые пределы популярной гипотезе панспермии, согласно которой некоторые «семена жизни» или даже организмы способны переноситься по космосу и с метеоритами попадать в новые миры. Средняя скорость падения метеоритов на Землю составляет 11 километров в секунду, на Марс — восемь километров в секунду и лежит далеко за пределами выносливости даже чемпионов по выживанию.